Естественно, что для органов здравоохранения наиболее важное значение имело участие патологоанатомов в повышении квалификации врачей лечебного профиля, в выявлении и анализе ошибок лечебно-диагностической работы и всей системы медицинской помощи населению. Для решения этой задачи было необходимо увеличить сеть прозектур , подготовить достаточное количество квалифицированных кадров и создать такую систему анализа секционных материалов, которая позволяла бы судить о недочетах работы органов здравоохранения и отдельных лечебных учреждений и сделала бы обсуждение этих недочетов врачебными коллективами основной формой использования этих материалов для повышения квалификации врачей лечебного профиля.
Таким методом было признано повсеместное проведение в больницах клинико-патологоанатомических конференций, а также систематическое сличение клинических и пато- лого анатомических диагнозов. Инициатором этой работы был И. В. Давыдовский, который начал проводить такие конференции в Московской больнице им. Медсантруд с 1930 г. В 1935 г. был издан приказ НКЗ РСФСР № 641, суммировавший первые опыты работы патологоанатомов в этом направлении и сыгравший большую роль в создании и развитии патологоанатомиче-ской службы.
Задача поднятия качества лечебной и диагностической работы выдвигает необходимость пересмотра порядка работы и объема функций патологоанатомических отделений (прозектур) при больничных учреждениях. В лечебных учреждениях работа прозектора крайне мало используется для Ц практического и научного обогащения лечащего врача. Явно недостаточно осуществляется научный контроль лечебно-диагностического дела, не налажен учет и изучение ошибок врачей в их повседневной практике (ошибки диагноза, терапевтических, хирургических, акушерских мероприятий и т. д.). Прозектуры также не были привлечены к систематическому собиранию и изучению медико-статистических данных о заболеваемости и смертности населения. Недостаточное внимание уделялось формированию кадров патологоанатомов, их количественному и качественному росту. Затушевывались и искажались основной профиль этих врачей как научных работников и работа прозектур как научных отделений, признанных к обслуживанию практического врача в обстановке мирного и военного времени. В целях изжития этих недочетов приказываю:
1. Заведующим край (обл) горздравами:
а) ввести в лечебных учреждениях в систему регулярный созыв клинико-анатомических конференций с обязательным участием на них всех врачей лечебных учреждений независимо от специальности как один из основных методов для повышения качества лечебной помощи;
б) ввести в лечебных учреждениях регулярный учет и изучение диагностических ошибок с последующим обсуждением их на врачебных конференциях;
в) во всех больницах смешанного типа с количеством коек свыше 200 организовать патологоанатомические отделения;
г) с 1936 г. содержание прозектуры выделить в смете отдельным литером;
д) обеспечить снабжение прозектур необходимыми материалами (формалин, посуда и т.д.).
2. Финансово-плановому отделу предусмотреть в финплане 1936 г. образование при НКЗдраве специального фонда для дотации лучшим патологоанатомическим отделениям. В 1935 г. выделить для этой цели 300000 руб.
3. Для подготовки кадров квалифицированных прозекторов учредить при крупных больничных прозектурах институт интернов. Комиссии прозекторов при больничном совете в 10-дневный срок установить перечень лечебных учреждений, при которых должен быть организован интернат, и определить контингент интернов на 1935/36 гг., представив мне на утверждение. Управлению медобразования выделить для этой интернатуры из числа оканчивающих в 1935 г. мединституты соответствующее количество врачей.
4. Во всех городах, где имеются мединституты, заведующим край, облздравами и горздравами организовать специальные испытательные комиссии для производства испытаний лаборантов прозектур с выдачей выдержавшим испытания удостоверений, на основании которых они должны приравниваться к лицам с законченным средним медобразованием.
Комиссии прозекторов при больничном совете разработать учебный план и программу для испытания лаборантов.
5. Комиссии прозекторов при больничном совете к 15.VIII 1936 г. разработать и представить мне на рассмотрение проект организации при клинических прозектурах курсов для подготовки лаборантов прозектур (условия приема, учебные планы, программы и т. д.).
6. Обязать край (обл) горздравотделы предусмотреть в смете на 1936 г. по тем больницам, где должны быть учреждены патологоанатомические от деления, соответствующие штаты, указанные положения об этих отделениях.
В приказе декретировалось систематическое сличение клинических и патологоанатомических диагнозов и проведение клинико-анатомических конференций как обязательной формы работы лечебных учреждений. Указывалось также на обязательность вскрытий всех умерших в больницах и на участие в этом врачей, лечивших больного. Были лимитированы и все остальные формы работы патологоанатомов и намечены формы подготовки и усовершенствования кадров. Таким образом, этот приказ создал предпосылки для работы всех прозектур по единому плану и указал формы этой работы, чем были заложены основы для создания в будущем патологоанатомической службы.
Приказ № 641 и его реализация на местах резко повысили роль и значение патологоанатомических отделений в больницах, а результаты их деятельности стали важным фактором в улучшении патологоанатомического дела. Обсуждая первые результаты работы патологоанатомических отделений по новому , И. В. Давыдовский много внимания уделил проблеме анализа врачебных ошибок , подвел по существу теоретические основы этого дела. Работа по совершенствованию патологоанатомической службы, проводимая в предвоенные годы, имела большое значение для организации работы патологоанатомов в период Великой Отечественной войны, когда была создана в действующей армии система патологоанатомических лабораторий, руководимых из единого центра. Работа этих лабораторий оказала неоценимую помощь руководству медицинской службы, оперативно выявляя недочеты организации лечения раненых и больных, которые были особенно заметны на патологоанатомических материалах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.