Начало китобойного промысла на Дальнем Востоке было организовано О.В. Линдгольмом в 1864 г. в Николаевске-на-Амуре.
За десять лет ему удалось добыть в Охотском море 65 китов. В 70-х гг. О.В. Линдгольм расширяет свое дело, организовав Тугурскую китобойную компанию. Для ее нужд приобрел паровую шхуну «Сибирь», которую переоборудовал под китобойное судно. На нем он впервые посещает Берингово и Чукотское моря, где изучает условия ведения промысла. В 1877 г. он за один рейс добыл 5 китов. В 1885 г., установив на своей шхуне «Сибирь» гарпунную пушку, О.В. Линдгольм собственноручно добыл 26 китов-исполинов.
В 1894 г. во Владивостоке было зарегистрировано новое общество «Товарищество тихоокеанского китобойного промысла». К тому времени оно располагало салотопенным заводом в бухте Гайдамак, двумя новыми паровыми китобойными судами, построенными в Норвегии, двумя парусными и одной паровой шхунами. Промысел велся в Японском море. Почти вся продукция – китовый жир, тук, китовый ус, засоленные ласты – шла на экспорт, в основном в Японию. За 2,5 года было добыто 225 китов, что позволило получить чистой прибыли более 400 тыс. руб.
Японцы, которые издавна ловили китов сетями (на о-ве Хоккайдо в 1887 г. ими было поймано 5 китов), были поражены, когда в 1889 г. русские без ущерба для себя продали им 1000 т китового мяса.
В 1889 г. предприятие графа Г.Г. Кейзерлинга переименовывается в «Тихоокеанское китобойное и рыбопромысловое акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°». На следующий год общество имело факторию, два паровых завода для обработки китов, где трудилось 300 человек. В начале 1900-х гг. были построены лесопильный и бочарные заводы, закуплен за границей рыбоконсервный завод, где консервировали не только красную рыбу, но и китовое мясо. Вся выработанная продукция шла на внешний рынок. Это было самое крупное промысловое предприятие на Дальнем Востоке с ежегодным объемом добытых китов около 200 штук. Основной капитал его составлял 1,5 млн руб.
Активный промысел потребовал все большего удаления от береговой базы, а приобретенные шхуны не справлялись с транспортировкой туш. Для решения этой проблемы в 1902 г. граф купил сухогруз водоизмещением более 7,0 тыс. т и переоборудовал его под плавучую обрабатывающую базу, на которой вытапливали жир, солили мясо, вырабатывали тук, приготовляли ус. Туши китов в то время обрабатывали у борта, резали на части и подымали куски на борт [6].
В 1932 г. в Ленинграде американский транспорт переоборудовали в паровую китобойную базу «Алеут» водоизмещением 11620 т. Китобаза могла обрабатывать 12 китов в сутки. После модернизации в 1956-59 гг. на Дальзаводе ее мощность довели до 16-18 китов. На переходе во Владивосток первая китобойная флотилия с тремя китобойцами 25 октября 1932 г. добыла сразу двух китов. Эта дата стала днем рождения китобойного промысла в СССР. В порт приписки прибыли, добыв 22 кита, и начали работу в северной части Тихого океана. Плавбаза работала до 1969 г.
После войны построили береговые китокомбинаты «Островной» на Шикотане, «Скалистый» на Симушире, «Подгорный» на Парамушире, «Касатка» и «Ясный» на Итурупе. Возле Находки появился комбинат «Анна». Вторая флотилия (Курильская) была организована в 1948 г. В ее состав входило 10 китобойцев, переоборудованных из американских тральщиков. В 1961 г. Вторую флотилию реорганизовали, она вошла в китобойную флотилию «Владивосток» [3].
В 1958 г. появились дизель-электрические китобойные суда типа «Мирный» (рис. 59). Его тактико-технические данные: длина – 63,59 м, ширина – 9,5 м, водоизмещение – 953 т, скорость – 17,2 узла, мощность ГЭУ – 4х1000 л.с.; промысловое оборудование: гарпунная пушка ГКП-7 с линем длиной 2000 м, электрическая лебедка ЛЭТК мощностью 57,5 кВт и тяговым усилием 9 тс, электрический шпиль мощностью 14,2 кВт и тяговым усилием 3 тс.
Рис. 59. Китобоец «Мирный»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.