Рис.14. Общий вид донного трала:
1 – верхняя подбора (Headline); 2 – кухтыли (Floats); 3 – квартроп (BellylineLeg); 4 – топенант (Bellyline); 5 – усиленный канат (StrengtheningRopes); 6 – куток (Codent); 7 – гайтан (Codline); 8 – дележный строп (Doubling becket); 9 – конус (Extension); 10 – топенант (BellyLine); 11 – мотня (Bellies); 12 – стальные бобинцы (IronBobbins); 13 – сквер (Square); 14 – крыло (Topwing); 15 – топенант (LacingLine); 16 – кабель верхний (Spreading wire); 17 – голый конец (HaulingLeg); 18 – ваер (TowingWarp); 19 – переходной конец (Independentwire); 20 – кабель нижний (Graund); 21 – грунтроп (Ironbobbinson graundwire); 22 – верхние кабели (Spreadingwires); 23 – соединительное звено (Jamminglink); 24 – траловая доска (Slottedovalotterboards)
В 1929 г. с пополнением дальневосточного флота двумя паровыми траулерами был возобновлен траловый промысел камбалы и других рыб в заливе Петра Великого и в Охотском море [7]. Всесторонние исследования ТИНРО в 1937-39 гг. и практика богатых уловов доказали эффективность тралового лова.
С 1941 г. камчадалы успешно применяют трал в шельфовой зоне на облове донных рыб. По данным В.Д. Гордеева [2], суточные уловы на одно судно составляли 300 т.
Вторая волна развития тралового лова началась в послевоенные годы, когда с 1951 г. флот стал пополняться большим количеством средних рыболовных траулеров[6] и сейнеров (СРТ-300,400; СО, РС-300). К 1954 г. на Дальневосточном бассейне работали 73 СРТ, 70 РС и 480 судов типа СО и МРС [10].
Основными объектами тралового промысла с судов типа СРТ были камбала, добываемая в Охотском море и у западного побережья Камчатки, затем в 1953 г. – сельдь в Охотском и Беринговом морях, окунь в Беринговом и минтай в Японском морях. В 1963 г. на Дальнем Востоке освоен лов сельди разноглубинными близнецовыми тралами с судов СРТ и СРТР. В этом же году началось освоение тралового промысла на больших глубинах [6,11].
С середины 50-х гг. ХХ в. стали строить большие траулеры (БМРТ), с вводом в эксплуатацию которых началось освоение новых отдаленных районов промысла. Эти суда более приспособлены к безопасной работе с тралами, потому как спуск и подъем трала осуществляются с кормы.
Примеру Советского Союза, который первым начал серийное строительство кормовых траулеров[7], вскоре последовали все рыболовные державы мира. Внедрение новой технологии тралового лова стало крупнейшим шагом в интенсификации советского и мирового рыболовства.
До этого кормовое траление было апробировано в 1950-51 гг. на океанических сейнерах типа СО, работавших на Дальнем Востоке. Впервые в нашей стране разноглубинные тралы с судов типа БМРТ начали применять в 1956 г. мурманчане. Уловы рыбы в Норвежском море за одно траление продолжительностью 15-20 мин достигали 40 т [3].
В 1958 г. начала работать Комплексная Беринговоморская экспедиция (БМЭ) ТИНРО-ВНИРО. Она работала в период 1958-1964 гг., руководили ею А.Г. Кагановский и П.А. Моисеев. Была обследована вся акватория Берингова моря, включая воды Аляски. Успешный облов больших глубин (до 1200 м) судами БМЭ позволил начать глубоководный промысел черного и стрелозубого палтусов, угольной рыбы, морских окуней и макрурусов сначала в Беринговом море, а затем, по аналогии, в Охотском, а также у тихоокеанского побережья Камчатки, Курильских и Алеутских островов [5].
К 1965 г. на Дальнем Востоке работало свыше 70 судов типа БМРТ[8], вылов которых составил более 25 % от общей добычи рыбы на Дальневосточном бассейне [7]. В 1974 г. на долю тралового промысла приходилось 87,5 % от общего вылова на Дальнем Востоке [11].
В 1968 г. начался качественно новый этап в развитии тралового промысла – освоение добычи скумбрии разноглубинными тралами[9]. В 70-е гг. появились на промысле крупноячейные (1971 г.) и канатные тралы (1974 г.) [11].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.