В 1908 г. были произведены первые консервы, а вскоре начался их промышленный выпуск. Но они не получили большого признания на местных рынках, в Корее и в Китае, и выпуск консервов был прекращен. С началом Первой мировой войны, когда потребовались дополнительные продовольственные ресурсы, снова возникла необходимость начать выпуск этой продукции. Но инициативу перехватили японцы [8].
К этому времени открывшиеся возможности интенсивной обработки крабов потребовали и совершенствования технологии промысла. Для лова краба стали использовать ставные сети, соединенные в порядок длиной до 5 км. Порядки выставлялись с краболовных ботов – кавасаки.
Судно имело двигатель до 20 л.с., длину – 13,5 м, водоизмещение – 10 т, грузоподъемность – 5 т, устройство для подъема гребного вала и руля, лебедку, которая работала напрямую от двигателя (рис. 43), а также специальное приспособление для вытаскивания судна на берег при любой волне.
Рис. 43. Выборка крабовых сетей на «кавасаки»
С помощью судов резко поднялись объемы вылова. Возросший спрос быстро поднял и цены на сырье. В 1913 г. 100 шт. крабов стоили 15-20 руб.
О масштабах интенсификации промысла краба можно судить по следующим цифрам. В 1910 г. в Приморье было выловлено 355 тыс. шт., в 1914 г. – 325, в 1917 г. – 425. Затем наметился спад: в 1919 г. – 1237 тыс. шт., 1925 – 90 тыс. шт. Запасы краба в Южном Приморье были подорваны [8].
Первый мощный крабоконсервный завод был построен японцами на о-ве Парамушир в 1916 г. Промысел велся на юго-западе Камчатки с помощью 100-200-тонных парусных шхун, несущих на себе краболовные боты. В 1917 г. на о-ве Парамушир действовало 14 крабоконсервных заводов [8].
В 1920 г. японцы направили в наши воды первую плавучую крабоконсервную факторию – базу с 6 ботами на борту и командой численностью более 100 человек. В 1925 г. работало 8 плавзаводов, а в 1930 г. – 31. Количество выставляемых сетей с 1925 по 1930 гг. возросло в 10 раз (с 65 до 620 тыс. шт.) [3]. Сети имели длину 46/42 м (50-80 м) и высоту 6-7,5 ячей с шагом 200-240 мм, 25-35 сетей соединяли в порядок, к верхней подборе присоединялось 8 стеклянных поплавков 5-9 см в диаметре, к нижней – столько же грузов из камня или цемента массой 500-750 г.
Отечественный крабоконсервный береговой завод начал действовать в 1925 г. на Камчатке. Первый крабоконсервный завод «Первый краболов» вышел на промысел в 1928 г. с 300 рабочими производственного цеха [8]. В этот же сезон немногим позже на промысел краба вышел другой российский краболов – «Камчатка». Было поймано 3,0 млн шт. крабов и выпущено консервов 46 тыс. ящиков (в 1927 г. – 12 тыс. ящиков)[13]. В 1929 г. краболовная флотилия пополнилась «Вторым краболовом» и «Третьим краболовом». Экипаж «Второго краболова» насчитывал 483 человека. Флагман краболовной флотилии «Всеволод Сибирцев» вышел на путину весной 1932 г. Судно имело длину 131 м, водоизмещение – 15100 рег. т, грузоподъемность – 10,0 тыс. т. Выпустив в 1937 г. 26,6 тыс. ящиков консервов, он установил мировой рекорд по производительности труда [8]. В конце 50-х гг. насчитывалось уже 7 плавзаводов, с 1961 г. по 1969 г. краболовная флотилия пополнилась еще 11 плавзаводами типа «Андрей Захаров».
Уловы камчатского краба на западно-камчатском шельфе распределились следующим образом. До 1927 г. добычу краба вела одна Япония (32,4 млн шт. в 1929 г.), с 1930 по 1940 гг. японские уловы в 3 раза превышали русские, соответственно в среднем за год 18,2 и 6,1 млн шт. После войны до 1954 г. японские уловы были низкими (0,1-0,5 млн шт.), с 1955 по 1974 гг. японские уловы в 2,6 раза меньше русских (6,6 и 17,0 млн шт. соответственно). С 1975 г. японский промысел находится под запретом [10].
До 1958 г. краба из сетей выпутывали на плавбазе. Затем установили стол для выпутывания краба непосредственно на боте. Для постановки сетей примерно в это же время стали применять РС и СРТ. Последние стали вытеснять промысел с мотоботами [4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.