В зависимости от типа судна на промысле скумбрии применялись следующие размеры кошельковых неводов [35]: для РС-300 (пр. 388-М) – 950х160 м; для СРТР-400 – 1000х180 м; для СРТР-540, 800 – 1200х200 м (1000х260 м). Средний вылов скумбрии на одно судно типа СРТМ-800 в 1970 г. составил 953 т. [32], максимальный – 1700 т (СРТМ «Боцман») [9]. Первый промысловый рейс сейнер-траулера «Альпинист» показал значительное преимущество судов типа СТР-1320 в сравнении с СРТМ-800. Так, в 1972 г. вылов на судно СТР и СРТМ в сутки составили соответственно 157,3 и 87,8 ц (на 80 % больше), а вылов на один замет – 167,6 и 112,9 ц (на 50 % больше) [15].
Эффективность промысла сейнер-траулеров обеспечивалась более мощным промысловым оборудованием – на судах впервые устанавливались неводовыборочные комплексы (НВК) палубного типа «Триплекс» норвежского производства, превосходившие по тяговым характеристикам отечественные комплексы типа ПМВК более чем в 2 раза [8]. Сейнер-траулеры оборудуются носовым и кормовым подруливающими устройствами, выливка рыбы из кошелькового невода осуществляется с помощью рыбонасоса. В совокупности с современной гидроакустической аппаратурой данный тип судна является более приспособленным к промыслу рыбы кошельковым неводом в сравнении с другими [15].
C появлением на промысле современных судов (СРТМ и СТР) совершенствуется техника и тактика промысла. Так, во время скумбриевой экспедиции применялись три способа наводки судов (данные за 1967-1970 гг. УМРЗФ Сахалинрыбпрома): по гидролокатору, самолетом, на подсветку. В первом случае было поймано 163,7 тыс. ц (41,5 %), во втором – 132,8 тыс. ц (33,6 %) и в третьем 98,3 тыс. ц (24,9 %) [35].
На промысле скумбрии на глубинах более 70 м некоторые капитаны (Антошкин О.В. СРТМ «Сковородино») применяли затопляющийся невод (с увеличенной загрузкой нижней подборы), что позволило увеличить уловы в 2-3 раза [7].
Важным событием этого периода явилось Всесоюзное совещание по дальнейшему развитию кошелькового лова рыбы, происходившее 21-25 ноября 1961 г. во Владивостоке [33]. На него были приглашены рыбаки, капитаны сейнеров, инженерно-технические работники, научные сотрудники и другие специалисты кошелькового лова со всех регионов страны. Совещание преследовало следующие цели: обмен накопленным опытом, выявление достоинств и недостатков конструкций кошельковых неводов, обсуждение вопросов, связанных со степенью механизации процессов кошелькового лова, техническим состоянием флота, техникой и тактикой промысла и поиск путей совершенствования кошелькового лова.
Таким образом, третий этап характеризуется следующим:
1. На основе мощной сырьевой и технической базы развивается экспедиционный промысел в открытой части Тихого океана.
2. С появлением на промысле новых типов судов, оборудованных НВК, совершенствуется техника и тактика промысла.
3. Размеры кошельковых неводов увеличиваются, достигая 1200х200 м для СТР, 1000х200 м – СРТМ, 950х160 м – РС.
В настоящее время кошельковый промысел потерял свою значимость в связи с тем, что, во-первых, изменилась сырьевая база (нет промысловых скоплений скумбрии и сардины иваси); во-вторых, суда кошелькового лова были переоборудованы под другие виды промысла (крабовый, креветочный, сайровый и др.); в-третьих, кошельковый промысел сельди заменен траловым.
Выводы
1. Кошельковый промысел появился в начале ХIХ в. в Европе, в конце ХIХ в. – в Америке, в начале ХХ в. – на Дальнем Востоке.
2. Мировые тенденции таковы, что активное развитие кошелькового лова приходится на 1950-70 гг. В этот период основным объектом кошелькового промысла на Дальнем Востоке была тихоокеанская сельдь.
3. Наибольшее развитие отечественный кошельковый промысел приобрел в период с середины 50-х гг. до начала 90-х гг. ХХ в. сначала на промысле сельди (до 1976 г.), потом – скумбрии (1967-78 гг.) и иваси (1974-92 гг.). На основе мощной сырьевой и технической базы развивается экспедиционный промысел в открытой части Тихого океана. С появлением на промысле новых типов судов, оборудованных НВК, совершенствуется техника и тактика промысла.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.