Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 18

На среднетоннажных судах применялись две схемы тралового лова: бортовая (СРТ, СРТР, СРТМ-800) и кормовая (СРТМ-1000, СТР). На крупнотоннажных судах использовалась только кормовая схема. На судах постройки 50-60-х гг. ХХ в. применялась однотраловая кормовая схема (БМРТ пр. 394, 394 А, 394 РМ, РТМ «Атлантик-1»), в носовой части которых установлена одна агрегатированная (многооперационная) траловая лебедка, выполняющая функции как ваерной, так и кабельной и вытяжной лебедок (рис. 15). На БМРТ постройки 70-80-х годов применяется схема «дубль» (рис. 16). На этих траулерах установлены однооперационные лебедки: ваерные, кабельные, вытяжные, для подсушки трала и для выливки улова. В основу схемы «дубль» положен принцип попеременной работой двумя тралами, благодаря чему из промыслового цикла исключается время, затраченное на выливку улова, ремонт и подготовку трала к очередному тралению, потому что судно работает в режиме непрерывного траления [9].

Первые супертраулеры французской постройки типа «Наталья Ковшова» в нашей стране приступили к промыслу в 1967 г. (три таких судна прибыли в Азово-Черноморский бассейн) [5]. В свое время это были самые рентабельные суда, так как они не только вели добычу рыбы, но и являлись крупными рыбообрабатывающими судами, производившими высококачественные консервы.

В 1972 г. в ГДР началось строительство серии БМРТ типа «Прометей» для СССР [5].

Первые отечественные супертраулеры типа «Горизонт» и «Пулковский меридиан»[10] начали строить в 1974 г.

Суда, подобные этим, могут вести промысел на глубинах 1000 м и более, в режиме непрерывного траления (по схеме «дубль»), разноглубинными канатными тралами, со скоростью траления 6-7 уз. Схема развития тралов показана на рис. 17.

Выводы

1. Первый трал и его модификации изобрели англичане. Бим-трал применяется с ХIV в. на парусных судах. Оттер-трал используется с конца 60-х гг. ХIХ в. на паровых траулерах. Трал Виньерон-Даля применялся с 20-х гг. ХХ в., несколько позже – трал Грантона. Отечественный донный трал стали применять с 1932 г., разноглубинный – с 1956 г.

2. Доминирующее положение в мире траловый промысел занимает с середины 50-х гг. ХХ в., когда стали строить БМРТ. СССР первым начал строительство этих судов. Внедрение новой технологии тралового лова стало крупнейшим шагом в интенсификации советского и мирового рыболовства.

3. Траловый промысел в нашей стране является определяющим. В последние 40 лет на его долю приходится 80 % от общей добычи рыбы. Тралом вылавливают такие значимые объекты, как минтай, сельдь, кальмар, креветку, макрурус, лемонему и др.

Рис. 15. Схема выборки трала на судах с многооперационной лебедкой:

А – траление; В – выборка трала; 1 – кабель; 2 – траловая доска;

3 – выборка ваеров; 4 – выборка кабелей; 5 – отключение

траловых досок; 6 – выборка трала; 7 – выборка мешка;

8 – подсушка мешка; 9 – выливка улова

Рис. 16. Общий вид промысловой палубы супертраулера во время выборки мешка на сетной барабан (справа)

 


Рис. 17. Схема развития тралов

1.4. Донный невод

1.4.1. История промысла рыбы донными неводами

Снюрревод, или донный невод, относят к орудиям, занимающим промежуточное положение между закидными неводами и тралами (см. рис. 17). «Снюрревод» с датского переводится следующим образом: «вод» – сеть, а «снюрре» означает вибрацию канатов, которые образуют главную часть этого орудия лова.

По этому поводу у А.Л. Фридмана есть следующее замечание [8]: «Имеются данные о том, что завоевавший Пруссию Тевтонский орден в 1231 г. нашел здесь в употреблении большую сеть, введенную, как и во всем балтийском поморье, славянами. Ее называли «newod» – невод, другого названия, латинского или немецкого, не было. Тот же newod упоминается в грамотах и привилегиях Кенигсбергу в 1286 г. Таким образом, можно предполагать, что в датском «вод» также отразилось влияние славянского названия».