На среднетоннажных судах применялись две схемы тралового лова: бортовая (СРТ, СРТР, СРТМ-800) и кормовая (СРТМ-1000, СТР). На крупнотоннажных судах использовалась только кормовая схема. На судах постройки 50-60-х гг. ХХ в. применялась однотраловая кормовая схема (БМРТ пр. 394, 394 А, 394 РМ, РТМ «Атлантик-1»), в носовой части которых установлена одна агрегатированная (многооперационная) траловая лебедка, выполняющая функции как ваерной, так и кабельной и вытяжной лебедок (рис. 15). На БМРТ постройки 70-80-х годов применяется схема «дубль» (рис. 16). На этих траулерах установлены однооперационные лебедки: ваерные, кабельные, вытяжные, для подсушки трала и для выливки улова. В основу схемы «дубль» положен принцип попеременной работой двумя тралами, благодаря чему из промыслового цикла исключается время, затраченное на выливку улова, ремонт и подготовку трала к очередному тралению, потому что судно работает в режиме непрерывного траления [9].
Первые супертраулеры французской постройки типа «Наталья Ковшова» в нашей стране приступили к промыслу в 1967 г. (три таких судна прибыли в Азово-Черноморский бассейн) [5]. В свое время это были самые рентабельные суда, так как они не только вели добычу рыбы, но и являлись крупными рыбообрабатывающими судами, производившими высококачественные консервы.
В 1972 г. в ГДР началось строительство серии БМРТ типа «Прометей» для СССР [5].
Первые отечественные супертраулеры типа «Горизонт» и «Пулковский меридиан»[10] начали строить в 1974 г.
Суда, подобные этим, могут вести промысел на глубинах 1000 м и более, в режиме непрерывного траления (по схеме «дубль»), разноглубинными канатными тралами, со скоростью траления 6-7 уз. Схема развития тралов показана на рис. 17.
Выводы
1. Первый трал и его модификации изобрели англичане. Бим-трал применяется с ХIV в. на парусных судах. Оттер-трал используется с конца 60-х гг. ХIХ в. на паровых траулерах. Трал Виньерон-Даля применялся с 20-х гг. ХХ в., несколько позже – трал Грантона. Отечественный донный трал стали применять с 1932 г., разноглубинный – с 1956 г.
2. Доминирующее положение в мире траловый промысел занимает с середины 50-х гг. ХХ в., когда стали строить БМРТ. СССР первым начал строительство этих судов. Внедрение новой технологии тралового лова стало крупнейшим шагом в интенсификации советского и мирового рыболовства.
3. Траловый промысел в нашей стране является определяющим. В последние 40 лет на его долю приходится 80 % от общей добычи рыбы. Тралом вылавливают такие значимые объекты, как минтай, сельдь, кальмар, креветку, макрурус, лемонему и др.
Рис. 15. Схема выборки трала на судах с многооперационной лебедкой:
А – траление; В – выборка трала; 1 – кабель; 2 – траловая доска;
3 – выборка ваеров; 4 – выборка кабелей; 5 – отключение
траловых досок; 6 – выборка трала; 7 – выборка мешка;
8 – подсушка мешка; 9 – выливка улова
Рис. 16. Общий вид промысловой палубы супертраулера во время выборки мешка на сетной барабан (справа)
![]() |
Рис. 17. Схема развития тралов
1.4. Донный невод
1.4.1. История промысла рыбы донными неводами
Снюрревод, или донный невод, относят к орудиям, занимающим промежуточное положение между закидными неводами и тралами (см. рис. 17). «Снюрревод» с датского переводится следующим образом: «вод» – сеть, а «снюрре» означает вибрацию канатов, которые образуют главную часть этого орудия лова.
По этому поводу у А.Л. Фридмана есть следующее замечание [8]: «Имеются данные о том, что завоевавший Пруссию Тевтонский орден в 1231 г. нашел здесь в употреблении большую сеть, введенную, как и во всем балтийском поморье, славянами. Ее называли «newod» – невод, другого названия, латинского или немецкого, не было. Тот же newod упоминается в грамотах и привилегиях Кенигсбергу в 1286 г. Таким образом, можно предполагать, что в датском «вод» также отразилось влияние славянского названия».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.