После Второй мировой войны
дрифтерный промысел получил новое развитие. Занимал он ведущее положение до
введения в 1977 г. 200-мильной экономической зоны (ИЭЗ). Так, в 1957 г. Объем японского судового промысла составлял 162,3 тыс. т рыбы (100 тыс. т – судами-матками и
49,4 тыс. т – 430 дрифтерами). В 1975 г. объем вылова составил – 91,0 тыс. т
(33,9 тыс. т – 332 судами-матками, и 51,7 тыс. т – 1779 средними дрифтерами и
1120 мелкими дрифтерами (3,9 тыс. т) и 5,5 тыс. т – 618 дрифтерами и
ярусоловами). В Японском море ведется промысел с 1962 г. [15]. После введения в 1977 г. 200-мильной ИЭЗ дрифтерный промысел лосося в прибрежных водах
Дальнего Востока японскими судами временно не велся.
Начиная с 1979 г. дрифтерный промысел лососей российского происхождения возобновился, но за пределами
российской 200-мильной ИЭЗ в специально обозначенных районах.
В соответствии с
международными договорами дрифтерный флот на базе судов-маток также работал в
экономической зоне США и прилегающих нейтральных водах Тихого океана, в
центральной части Берингова моря. С 1989 г., после закрытия дрифтерного промысла в экономзоне США, количество судов-маток резко сократилось, а в 1991 г. этот вид промысла полностью прекратился.
После подписания
Россией, Канадой, США и Японией Конвенции о сохранении запасов анадромных рыб
северной части Тихого океана японский дрифтерный флот постепенно переместился в
экономическую зону России, увеличивая год от года промысловые усилия в
российских водах до конца 1990-х гг.
В 1998 г. Россия официально заявила, что в коммерческом дрифтерном промысле не участвует ни в каком
виде, умалчивая при этом, что продает это право Японии, разрешая промысел
японским дрифтерным судам в собственной ИЭЗ. В настоящее время Россия является
единственной страной, где ведется крупномасштабный дрифтерный промысел в
собственных водах судами другого государства.
Японские суда (рис. 29)
выбирают преимущественно ценные виды рыб. Сравнительный анализ вылова японских
судов и российских квот на вылов лосося за последние годы выглядит не слишком
оптимистично. Россия отдает Японии 36,4 % нерки, 59,8 % кеты, 42,8 % чавычи,
26,5 % кижуча и лишь 0,6 % горбуши. При этом вместо рыбы Россия торгует правом
на ее лов в своей экономической зоне, что стоит гораздо дешевле реализации
полноценной продукции.
Промысловая схема
японского дрифтера и его механизмы показаны на рисунках 29, 30 [16]. Несколько
иная схема применяется американскими рыбаками на промысле лосося дрифтерными
сетями [18]. В отличие от японской она имеет ряд особенностей:
1) лов осуществляется
с небольших судов;
2) применяются
сравнительно небольшие по длине порядки;
3)
не только постановка, но и выборка сетей производится с кормы;
4) выборка сетей
осуществляется с помощью навивного барабана.
Общий вид промысловой
схемы американского дрифтера предназначенного для промысла лососей, показан на
рис. 29.
Рис. 29. Японский
дрифтер: 1 – мачта РЛС; 2 – рулевая рубка; 3 – прожектор;
4 – транспортер; 5, 6
– сетеподъемники; 7 – брашпиль; 8 – кладовая;
9 – провизионная; 10
– форпик; 11, 13 – рыбные трюмы; 12 – ярусоподъемник; 14 – лацпорт; 15 –
рабочая площадка; 16 – помещение скороморозильного
аппарата; 17, 22 – топливные цистерны; 18 – МО; 19 – спасательный плот;
20 – камбуз и кают-компания;
21 – каюты; 23 – рол; 24 – выгородка для сетей;
25, 26 – сетеподъемники;
27 – сетевод