Исторический обзор технических приемов и способов промышленного рыболовства, страница 23

После Второй мировой войны дрифтерный промысел получил новое развитие. Занимал он ведущее положение до введения в 1977 г. 200-мильной экономической зоны (ИЭЗ). Так, в 1957 г. Объем японского судового промысла составлял 162,3 тыс. т рыбы (100 тыс. т – судами-матками и 49,4 тыс. т – 430 дрифтерами). В 1975 г. объем вылова составил – 91,0 тыс. т (33,9 тыс. т – 332 судами-матками, и 51,7 тыс. т – 1779 средними дрифтерами и 1120 мелкими дрифтерами (3,9 тыс. т) и 5,5 тыс. т – 618 дрифтерами и ярусоловами). В Японском море ведется промысел с 1962 г. [15]. После введения в 1977 г. 200-мильной ИЭЗ дрифтерный промысел лосося в прибрежных водах Дальнего Востока японскими судами временно не велся.

Начиная с 1979 г. дрифтерный промысел лососей российского происхождения возобновился, но за пределами российской 200-мильной ИЭЗ в специально обозначенных районах.

В соответствии с международными договорами дрифтерный флот на базе судов-маток также работал в экономической зоне США и прилегающих нейтральных водах Тихого океана, в центральной части Берингова моря. С 1989 г., после закрытия дрифтерного промысла в экономзоне США, количество судов-маток резко сократилось, а в 1991 г. этот вид промысла полностью прекратился.

После подписания Россией, Канадой, США и Японией Конвенции о сохранении запасов анадромных рыб северной части Тихого океана японский дрифтерный флот постепенно переместился в экономическую зону России, увеличивая год от года промысловые усилия в российских водах до конца 1990-х гг.

В 1998 г. Россия официально заявила, что в коммерческом дрифтерном промысле не участвует ни в каком виде, умалчивая при этом, что продает это право Японии, разрешая промысел японским дрифтерным судам в собственной ИЭЗ. В настоящее время Россия является единственной страной, где ведется крупномасштабный дрифтерный промысел в собственных водах судами другого государства.

Японские суда (рис. 29) выбирают преимущественно ценные виды рыб. Сравнительный анализ вылова японских судов и российских квот на вылов лосося за последние годы выглядит не слишком оптимистично. Россия отдает Японии 36,4 % нерки, 59,8 % кеты, 42,8 % чавычи, 26,5 % кижуча и лишь 0,6 % горбуши. При этом вместо рыбы Россия торгует правом на ее лов в своей экономической зоне, что стоит гораздо дешевле реализации полноценной продукции.

Промысловая схема японского дрифтера и его механизмы показаны на рисунках 29, 30 [16]. Несколько иная схема применяется американскими рыбаками на промысле лосося дрифтерными сетями [18]. В отличие от японской она имеет ряд особенностей:

1) лов осуществляется с небольших судов;

2) применяются сравнительно небольшие по длине порядки;

3) не только постановка, но и выборка сетей производится с кормы;

4) выборка сетей осуществляется с помощью навивного барабана.

Общий вид промысловой схемы американского дрифтера предназначенного для промысла лососей, показан на рис. 29.

Рис. 29. Японский дрифтер: 1 – мачта РЛС; 2 – рулевая рубка; 3 – прожектор;

4 – транспортер; 5, 6 – сетеподъемники; 7 – брашпиль; 8 – кладовая;

 9 – провизионная; 10 – форпик; 11, 13 – рыбные трюмы; 12 – ярусоподъемник; 14 – лацпорт; 15 – рабочая площадка; 16 – помещение скороморозильного аппарата; 17, 22 – топливные цистерны; 18 – МО; 19 – спасательный плот;

20 – камбуз и кают-компания; 21 – каюты; 23 – рол; 24 – выгородка для сетей;

25, 26 – сетеподъемники; 27 – сетевод

4

 

3

 

2

 

2

 

1

 

4

 

3

 

5

 

1

 

б

 

а