Применение авиации помогло развивать промысел кошельковыми неводами. До 1957 г. работа самолета сводилась к обнаружению скоплений сельди и рекомендации района с наибольшей концентрацией рыбы промысловому флоту [18]. После радиотелефонизации судов появилась возможность направлять суда на косяки сельди при помощи самолета ЛИ-2. В погожие дни летчику-наблюдателю удавалось поставить в замет до 70 промысловых судов. Только по наводке и рекомендации самолетов на Дальнем Востоке выловлено сельди в 1959 г. 335 тыс. ц [18, 34].
С 1956 г. стали применять высокостенные кошельковые невода размерами 550-600х90-120м. Это привело к значительному повышению эффективности промысла: позволило производить лов сельди на глубинах 30-50 м, уменьшить количество пустых заметов, увеличить вылов на замет [14], а также вылов на сейнер более чем в три раза [10].
Так, в 1957 г. удельный вес добычи рыбы кошельковыми неводами по колхозному флоту Приморского края составлял 75 %, 1958 г. – 80 % (258тыс. ц), 1959 г. – 75 % [16]; колхозный флот Сахалина добыл в 1958 г. 390 тыс. ц кошельковыми неводами, или 80 % от общего вылова флотом [27].
Все большее число неводов было задействовано на промысле. Если в рыболовецких колхозах Сахалина в 1951 г. их было 5, то в 1956 г. – 87, в 1957 г. – 128, в 1958 г. – 200, в 1959 г. – 261. Соответственно вырос и вылов на один невод: в 1951 г. – 426, в 1956 г. – 1420, в 1957 г. – 1886, в 1958 г. – 1950 ц [27].
Об эффективности кошелькового лова в эти годы можно судить по вылову сельди экипажами передовых судов. Так, в 1957 г. сахалинский океанический сейнер «Обоян» выловил 18,4 тыс. ц, МРС «Прибрежный» (капитан Герой Социалистического Труда Г.К. Сагайдачный) – 7,5 тыс. ц; в 1958 г. камчатский океанический сейнер «Память Азова» (капитан Герой Социалистического Труда А.А. Кузнецов) выловил 18,6 тыс. ц, «Воросма» (капитан Герой Социалистического Труда И.И. Малякин) – 18,0 тыс. ц [18].
В этот период осваивались новые районы промысла. С 1949 г. промысел сельди кошельковыми неводами вели на юго-западе Сахалина. В этом году 4 судна ТКБ-50 выловили 4,0 тыс. ц сельди, в 1950 г. 21 судно – 20,0 тыс. ц, в 1951 г. 31 судно – 66,5 тыс ц [18].
В середине 50-х гг. ХХ в. на юго-западном побережье Камчатки приморские и сахалинские рыбаки на сейнерах СО, РС-300 успешно облавливали косяки гижигино-камчатской сельди [6].
До 1958 г. колхозы Камчатки ловили сельдь у юго-западного побережья Камчатки, в районе Авачинского залива. Камчатские рыбаки вели промысел с судов типа МРС-80 (в 1958 г. участвовало 30 судов). Этот лов был настолько успешным, что пришлось строить в этих районах приемные береговые базы [6, 28]. Выборка кошельковых неводов производилась в этот период палубными неводовыборочными машинами, в основном, конструкции Остапенко [28].
Таким образом, второй период развития кошелькового лова характеризуется следующим:
1. На кошельковом промысле появляются стальные суда двух типов: первый прибрежный РБ, МРС-80, второй океанический СО, РС-300.
2. Кошельковые невода строят из капроновых материалов, оснащают их пенопластовыми поплавками[2], делают стальные подборы, что вместе с другими изменениями конструкции позволило увеличить размеры (600х120м для СО-300 и 400х55м для РБ-80).
3. Совершенствуется техника и тактика промысла за счет внедрения судов и самолетов промысловой разведки.
4. Удалось частично механизировать выборку кошелькового невода при помощи неводовыборных машин.
Третий этап характеризуется широкомасштабным экспедиционным промыслом кошельками в открытой части Тихого океана сначала скумбрии с 1967 по 1978 гг., затем – сардины иваси с 1974 по 1992 гг., до 1976 г. продолжался промысел сельди.
В этот период флот пополняется новыми среднетоннажными судами: с 1957 г. СРТР-400, 540, затем СРТМ-800 (с 1968 г.), СРТМ-1000 (с 1971 г.), СТР-1320 (с 1970 г.), СТР-800 (с 1979 г.) и малотоннажными МРС-150, 225 с 1976 г. [28]. Важно отметить, что под кошельковый лов траулеры СРТР-540 и СРТР-400 стали применять с 1965 г. и 1966 г. соответственно [9, 21].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.