Я это подчеркиваю в связи с тем, что иногда в литературе это приводят, как виды доверительного управления, но это не так, потому что ни ликвидационная комиссия, ни временная администрация вообще не совершают сделок, здесь нет обособления имущества, что необходимо для траста, здесь не заключается никакого договора и т.д.
Элементы договора доверительного управления. Итак, субъекты – это учредители и доверительные управляющие. Если доверительное управление осуществляется в пользу лица, которое не является учредителем, появляется еще и фигура выгодоприобретателя, то есть субъекты – это учредитель, управляющий и еще выгодоприобретатель.
Учредитель – по общему правилу собственник имущества. Что касается обладателей других вещных прав, в частности, обладателя права хозяйственного ведения, оперативного управления, то они передавать закрепленное за ними имущество в доверительное управление не могут. Носители указанных прав сами осуществляют правомочия в отношении этого имущества, получив их от собственника.
Сказанное, конечно, не означает, что государственное и муниципальное имущество вообще не может передаваться в доверительное управление. Наоборот, это очень часто делается, особенно сейчас, в отношении принадлежащих государству ценных бумаг, прежде всего акций приватизированных предприятий. Но государственное и муниципальное имущество передается в доверительное управление лишь самими органами, которые управомочены управлять этим имуществом. Иными словами, доверительное управление государственным и муниципальным имуществом, с одной стороны, и управление этим имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления – это две возможные альтернативы в отношении форм управления государственным и муниципальным имуществом.
При разработке ч.1 ГК было много споров, нужно ли сохранять в гражданском праве вообще понятие оперативного управления, хозяйственного ведения. В итоге сохранили, хотя и сейчас остается много противников. Рассуждали так: если вводится доверительное управление, так давайте применять единую категорию ко всем. Так или иначе, поскольку эти два вещных права остались, то смысл наделения кого-то этими правами имеется тогда, когда они сами и осуществляют управление. Если им передали в оперативное управление, а они, в свою очередь, еще кому-то в доверительное управление, то, спрашивается, зачем они нужны. И пускай будут напрямую отношения между собственником в лице органов, управляющих госимуществом, и доверительным управляющим. Так что нельзя передавать имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в доверительное управление. Его можно изъять, ликвидировать эту организацию, предприятие и тогда передать.
В некоторых случаях учредителем управления может быть не собственник. Это когда обычный уполномоченный государственного органа, который действует в интересах собственника: орган опеки и попечительства или исполнитель завещания (по нынешней терминологии – душеприказчик), который заключают договор с доверительным управляющим в интересах наследников. Чаще всего учредитель доверительного управления получает сам и выгоду. Тогда он является одновременно и выгодоприобретателем.
Но нередко таким выгодоприобретателем назначается другое лицо, и тогда здесь появляется третья фигура. Выгодоприобретателем может быть любое лицо кроме самого доверительного управляющего. По своей сути договор, когда есть выгодоприобретатель, это договор, заключенный учредителем управления в пользу третьего лица выгодоприобретателя. И когда этот выгодоприобретатель уже решил воспользоваться своими правами, получил какое-то вознаграждение, тогда уже договор не может быть изменен и расторгнут без его согласия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.