Но ответственность при этом могут нести и сами владельцы, если с их стороны не было предпринято необходимых, разумных мер для предотвращения завладения этим источником со стороны третьих лиц. Поэтому если собственник автомобиля оставляет его с ключами, не запертым, в данном случае наступает не солидарная ответственность, а отвечать будут и угонщик, и собственник в долевом порядке, соразмерно степени своей вины.
Немало сложных ситуаций возникает, когда фигуру владельца источника повышенной опасности требуется определить в условиях, когда правами на владение источником обладают несколько лиц, например супруги владеют источником на праве общей собственности. Или права могут быть разнородными – есть собственник, а есть арендатор, или лицо, которое пользуется источником на основе доверенности. И здесь решающее значение приобретает материальный признак, а именно, кто осуществляет фактическое господство над источником повышенной опасности и вообще, и в момент причинения вреда в частности. Исходя из этого принципа, при наличии общей собственности супругов на автомобиль, к судебной ответственности, как правило. привлекается тот из супругов. который занимается эксплуатацией. Если он владеет правами, а супруга нет, то будет отвечать, естественно, он. Если оба супруга пользуются автомобилем, то не исключено привлечение их к совместной ответственности, хотя бы вред был причинен одним из супругов. Объясняется это тем, что опасные свойства автомобиля могут проявляться в связи с тем, что он неправильно эксплуатируется, обслуживается. Например, супруга не очень бережно относится к автомобилю, не обслуживает его, а супруг из-за того, что происходит с тормозами, совершает наезд.
Другая ситуация будет в случае, когда источник повышенной опасности передается в полную хозяйственную эксплуатацию другого лица, скажем, собственник заключает договор аренды или дается доверенность, что нередко равнозначно продаже автомобиля. В этом случае ответственность целиком несет арендатор или пользователь, собственник к ответственности не привлекается.
В тех случаях, когда источник повышенной опасности передается другому лицу без оформления отношений по пользованию, например, владелец автомобиля разрешает сесть за руль в его присутствии своему родственнику, знакомому, в этом случае считается, что автомобиль не выходит из физического обладания его владельца, и если лицо, непосредственно находящееся за рублем, совершает какой-то наезд, причиняет вред, то отвечать тем не менее будет сам владелец. В административном порядке, может быть, тот будет отвечать, если имеет права, а в гражданско-правовом будет отвечать владелец.
Напротив, если это делается не в добровольном порядке, а, например, во исполнение акта власти, в некоторых случаях работники ГИБДД могут использовать чужой автомобиль. Если водитель останется за рулем, а инспектор будет ему говорить: поезжай на красный, и машину разобьют, все риски на самом владельце. А если владелец предложит: садись за рубль и преследуй, то все, что произойдет с автомобилем, считается уже действиями инспектора. Конечно, здесь ситуация спорная, и надо еще доказать предложил сесть за руль или нет.
Нередко вред причиняется при взаимодействии нескольких источников повышенной опасности, и здесь надо различать две ситуации.
Первая ситуация, когда вред при этом причиняется третьим лицам. Например, столкнулись две автомашины, а страдают при этом пешеходы или пассажиры, находящиеся в машинах.
Вторая ситуация, когда никто не страдает, а вред причиняется одним владельцем другому.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.