В конце траектории активного участка при угол должен быть равен некоторому конечному значению , который определяется исходя из необходимости обеспечения заданной или максимальной дальности полёта. При этом на завершающем отрезке активного участка угол тангажа выдерживается постоянным или близким к постоянному, а также обеспечивается прямолинейный участок траектории под углом возвышения , величина которого вместе с конечной скоростью определяет требуемую или максимальную дальность полёта. Выключение двигателя на прямолинейном участке траектории уменьшает влияние возмущений, связанных с остановкой двигателя на отклонение двигателя на расчётной траектории. Далее выдвигаются требования, чтобы нормальная перегрузка находилась в заданных пределах на всём активном участке.
Эти нормальные перегрузки регламентируются условиями жёсткости конструкции и прочности ракеты. Определяющее влияние имеет угол атаки . Поэтому для уменьшения необходимо стремиться к программе с возможно меньшими углами атаки , особенно на тех участках траектории, где скоростной напор имеет существенное значение.
Участки траектории с большими скоростными напорами q необходимо проходить с нулевыми или минимальными углами атаки . На участках траектории, где скоростной напор мал (ближе к концу активного участка) угол может быть увеличен. Вид зависимости и должен учитывать также эффективность работы органов управления. В области трансзвуковых скоростей происходит резкое увеличение коэффициентов и , что отрицательно сказывается на работе СУ.
()
Контур управления рассчитан на определённое значение этих параметров и их резкое изменение может привести к ухудшению качества процесса управления угловым движением. Чтобы избежать этого отрицательного влияния, можно изменять параметры контура управления, т.е. адаптировать контур управления к изменяющимся условиям полёта (адаптивный автопилот). Использование адаптивного автопилота усложняет структуру СУ. Для уменьшения влияния этих резких изменений и необходимо, чтобы БР проходила указанную область чисел М с нулевыми или близкими к нулю . Отмеченным условиям хорошо удовлетворяет следующая программа изменения угла атаки при движении в плотных слоях атмосферы.
(4)
где - предельное значение угла на дозвуковом участке траектории, а - время от точки старта до конца вертикального участка полёта (продолжительность вертикального участка), а – постоянный коэффициент, обычно подбираемый для данного класса ракет так, чтобы при достижении получить угол . Время, при котором достигаются эти значения маха, обозначим . Параметры и могут варьироваться при выборе оптимальной программы. Траектория наиболее чувствительна к величине . Зависимость (4) задаёт в виде кривой, которая быстро достигает своего максимума (по абсолютной величине), а затем убывает: сначала быстро, а по мере увеличения времени t – медленнее, стремясь к нулю при . Типичные графики и для активного участка траектории одноступенчатой БР при вертикальном старте представлены на рисунке 2.
Рисунок 2
Таким образом, траектория БР на активном участке может быть разбита на 3 участка:
1)
2) - плавная зависимость, изменяется от до , соответствующего данной дальности полёта L, причём на этом участке угол изменяется в соответствии с зависимостью (4). Время характеризует момент достижения чисел .
3) - это участок движения БР в относительно разряжённых слоях атмосферы при небольших значениях скоростного напора , когда можно принять . Необходимый для обеспечения программы движения .
Порядок выбора зависимости и порядок расчёта программной траектории.
При расчётах программной траектории и выбора программы угла тангажа используется система уравнений (5):
При этом считаются известными, . Четвёртое уравнение, определяющее закон изменения продольной координаты при выборе программной зависимости не используется, т.к. координата не входит в остальные уравнения системы (5). Задача решается численным интегрированием по участкам траектории.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.