В конце траектории активного участка при  угол
 угол  должен
быть равен некоторому конечному значению
 должен
быть равен некоторому конечному значению  , который
определяется исходя из необходимости обеспечения заданной или максимальной
дальности полёта. При этом на завершающем отрезке активного участка угол
тангажа
, который
определяется исходя из необходимости обеспечения заданной или максимальной
дальности полёта. При этом на завершающем отрезке активного участка угол
тангажа  выдерживается постоянным или близким к
постоянному, а также обеспечивается прямолинейный участок траектории под углом
возвышения
 выдерживается постоянным или близким к
постоянному, а также обеспечивается прямолинейный участок траектории под углом
возвышения  , величина которого вместе с конечной
скоростью
, величина которого вместе с конечной
скоростью  определяет требуемую или максимальную
дальность полёта. Выключение двигателя на прямолинейном участке траектории
уменьшает влияние возмущений, связанных с остановкой двигателя на отклонение
двигателя на расчётной траектории. Далее выдвигаются требования, чтобы
нормальная перегрузка находилась в заданных пределах на всём активном участке.
 определяет требуемую или максимальную
дальность полёта. Выключение двигателя на прямолинейном участке траектории
уменьшает влияние возмущений, связанных с остановкой двигателя на отклонение
двигателя на расчётной траектории. Далее выдвигаются требования, чтобы
нормальная перегрузка находилась в заданных пределах на всём активном участке.


Эти нормальные перегрузки регламентируются условиями
жёсткости конструкции и прочности ракеты. Определяющее влияние  имеет угол атаки
 имеет угол атаки  .
Поэтому для уменьшения
.
Поэтому для уменьшения  необходимо стремиться к
программе с возможно меньшими углами атаки
 необходимо стремиться к
программе с возможно меньшими углами атаки  ,
особенно на тех участках траектории, где скоростной напор
,
особенно на тех участках траектории, где скоростной напор  имеет существенное значение.
 имеет существенное значение.

Участки траектории с большими скоростными напорами q необходимо проходить с нулевыми или
минимальными углами атаки  . На участках
траектории, где скоростной напор мал (ближе к концу активного участка) угол
. На участках
траектории, где скоростной напор мал (ближе к концу активного участка) угол  может быть увеличен. Вид зависимости
 может быть увеличен. Вид зависимости  и
 и  должен
учитывать также эффективность работы органов управления. В области
трансзвуковых скоростей
 должен
учитывать также эффективность работы органов управления. В области
трансзвуковых скоростей  происходит резкое
увеличение коэффициентов
 происходит резкое
увеличение коэффициентов  и
 и  , что отрицательно сказывается на работе
СУ.
, что отрицательно сказывается на работе
СУ.
( )
)
Контур управления рассчитан на определённое значение этих
параметров и их резкое изменение может привести к ухудшению качества процесса
управления угловым движением. Чтобы избежать этого отрицательного влияния,
можно изменять параметры контура управления, т.е. адаптировать контур
управления к изменяющимся условиям полёта (адаптивный автопилот). Использование
адаптивного автопилота усложняет структуру СУ. Для уменьшения влияния этих
резких изменений  и
 и  необходимо,
чтобы БР проходила указанную область чисел М с нулевыми или близкими к нулю
 необходимо,
чтобы БР проходила указанную область чисел М с нулевыми или близкими к нулю  . Отмеченным условиям хорошо удовлетворяет
следующая программа изменения угла атаки
. Отмеченным условиям хорошо удовлетворяет
следующая программа изменения угла атаки  при
движении в плотных слоях атмосферы.
 при
движении в плотных слоях атмосферы.
 (4)
               (4)
где  - предельное значение угла
 - предельное значение угла  на дозвуковом участке траектории, а
 на дозвуковом участке траектории, а  - время от точки старта до конца
вертикального участка полёта (продолжительность вертикального участка), а –
постоянный коэффициент, обычно подбираемый для данного класса ракет так, чтобы
при достижении
 - время от точки старта до конца
вертикального участка полёта (продолжительность вертикального участка), а –
постоянный коэффициент, обычно подбираемый для данного класса ракет так, чтобы
при достижении  получить угол
 получить угол  . Время, при котором достигаются эти
значения маха, обозначим
. Время, при котором достигаются эти
значения маха, обозначим  . Параметры
. Параметры  и
 и  могут
варьироваться при выборе оптимальной программы. Траектория наиболее
чувствительна к величине
 могут
варьироваться при выборе оптимальной программы. Траектория наиболее
чувствительна к величине  . Зависимость (4) задаёт
. Зависимость (4) задаёт
 в виде кривой, которая быстро достигает
своего максимума (по абсолютной величине), а затем убывает: сначала быстро, а
по мере увеличения времени t –
медленнее, стремясь к нулю при
 в виде кривой, которая быстро достигает
своего максимума (по абсолютной величине), а затем убывает: сначала быстро, а
по мере увеличения времени t –
медленнее, стремясь к нулю при  . Типичные графики
. Типичные графики  и
 и  для
активного участка траектории одноступенчатой БР при вертикальном старте
представлены на рисунке 2.
 для
активного участка траектории одноступенчатой БР при вертикальном старте
представлены на рисунке 2.

Рисунок 2
Таким образом, траектория БР на активном участке может быть разбита на 3 участка:
1) 
2)  
   -
плавная зависимость, изменяется от
 -
плавная зависимость, изменяется от  до
 до  , соответствующего данной дальности полёта L, причём на этом участке угол
, соответствующего данной дальности полёта L, причём на этом участке угол  изменяется
в соответствии с зависимостью (4). Время
 изменяется
в соответствии с зависимостью (4). Время  характеризует
момент достижения чисел
 характеризует
момент достижения чисел  .
.
3)   - это участок движения БР в
относительно разряжённых слоях атмосферы при небольших значениях скоростного
напора
 - это участок движения БР в
относительно разряжённых слоях атмосферы при небольших значениях скоростного
напора  , когда можно принять
, когда можно принять  . Необходимый для обеспечения программы
движения
. Необходимый для обеспечения программы
движения  .
.
Порядок выбора
зависимости  и порядок расчёта программной
траектории.
 и порядок расчёта программной
траектории.
При расчётах программной траектории и выбора программы угла тангажа используется система уравнений (5):

При этом  считаются известными,
 считаются известными,  . Четвёртое уравнение, определяющее закон
изменения продольной координаты
. Четвёртое уравнение, определяющее закон
изменения продольной координаты  при выборе программной
зависимости не используется, т.к. координата
 при выборе программной
зависимости не используется, т.к. координата  не
входит в остальные уравнения системы (5). Задача решается численным
интегрированием по участкам траектории.
 не
входит в остальные уравнения системы (5). Задача решается численным
интегрированием по участкам траектории.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.