Траектории ЛА. Уточнённый метод Эйлера. Расчёт движения по направляющим. Расчёт траектории баллистических ракет и ракет-носителей космических ЛА, страница 17

Такие предположения позволяют рассматривать полёт ракеты как движение материальной точки, подчинённое некоторым идеальным связям. Эти связи определяются методом наведения. Методом наведения называется заданный закон сближения ракеты с целью, который в зависимости от координат и параметров движения цели определяет требуемое движение ракеты, обеспечивающее попадание ракеты в цель. Траектория ракеты, определяемая методом наведения, называется кинематической или идеальной траекторией, поэтому метод наведения можно определить как способ задания кинематической траектории наведения ракеты на цель, движение которой (цели) задано.

Классификация методов наведения. Основные требования, предъявляемые к методам наведения

Методы наведения делятся на две группы (Ф.К. Неупокоев «Стрельба зенитными ракетами» 1970 год):

1. Двухточечного типа, идеальная траектория при которых определяется положением двух точек: ракеты и цели.

2. Трёхточечного типа, идеальная траектория при которых определяется положением трёх точек: ракеты, цели и пульта управления.

Двухточечные методы реализуются при самонаведении, а трёхточечные – при телеуправлении.

Из методов наведения первой группы можно назвать: метод погони, метод прямого наведения, метод параллельного сближения, метод пропорционального движения и т.д.

Наиболее известными методами второй группы являются: метод накрытия цели (метод трёх точек) и группа спрямляющих методов (методы «полного» и «половинного» спрямления).

Рассмотрим требования к методам наведения.

Основным требованием к методу наведения является прохождение траектории ракеты, представленной как точка, через точку цели. Этому требованию в принципе удовлетворяет значительное число возможных методов наведения, однако, на практике нашло применение сравнительно небольшое число методов наведения. Это объясняется теми требованиями, которые предъявляются к методам наведения реальных ракет. Рассмотрим основные из них.

1. Метод наведения должен обеспечивать наименьшую кривизну кинематической траектории на всех участках и особенно в районе точки встречи. Управляемая ракета имеет ограниченную манёвренность, которая определяется нормальными перегрузками, которые может создать ракета при максимальном отклонении управляющих органов (рулей).

R – тяга,   - угол атаки

Располагаемые перегрузки определяют в заданных условиях полёта и при заданной скорости ракеты минимальный радиус кривизны траектории, который способна осуществить ракета.

Характер кинематической траектории определяют так называемые потребные перегрузки ракеты , т.е. перегрузки, которыми должна обладать ракета для полёта по этой траектории. Величина потребных перегрузок при заданных параметрах движения цели и скорости ракеты является функцией метода наведения. Таким образом, метод наведения определяет требования к маневренности ЛА.

- потребная перегрузка для движения по кинематической траектории

- запас перегрузки для отработки случайных (флуктуационных) отклонений от кинематической траектории

- запас перегрузки для парирования силы веса

Скорость на пассивном участке с подъёмом на высоту также уменьшается, т.е. в результате располагаемая перегрузка убывает. Если ЛА представляет зенитную ракету и если метод наведения приводит к возрастанию кривизны кинематической траектории ракеты по мере её приближения к цели, то для обеспечения заданных боевых возможностей зенитного ракетного комплекса потребуется создать более маневренную ракету. Всякое увеличение маневренности ракеты () приводит к увеличению веса, габаритов и усложнению конструкции. Кроме того, кривизна кинематической траектории в районе встречи с целью влияет на величину ошибок наведения ракеты на цель. Следовательно, уменьшение кривизны кинематической траектории по мере приближения ракеты к цели – одно из существенных требований к методу наведения. Спрямление кинематической траектории также приводит к уменьшению пути и полётного времени ракеты до цели, что позволяет повысить пропускную способность комплекса, улучшить характеристики ракеты.