Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 36

Анализ содержания нового закона не ограничивается выделением в нем названных частей правовой нормы. Следующей ступенью в познании нового нормативного акта является классификация содержащихся в нем юридических правил. По сути, каждое такое правило предполагает четкие границы поведения, т.е. установление в диспозиции правовой нормы юридических обязанностей или субъективных прав. Под обязанностью понимают вид и меру должного поведения  (участник не волен в выборе образа действий). Под субъективным правом понимают вид и меру возможного поведения (участник по своему усмотрению использует предоставляемые ему возможности). В связи с этим по содержанию нормативного акта различают три вида диспозиций. Обязывающая  формулирует правило, в силу которого субъект должен  совершить известные действия. Такой, в частности, является часть 3 статьи 91 Трудового кодекса, диспозицию которой составляет обязанность работодателя вести учет рабочего времени. Запрещающая  диспозиция предлагает известным лицам  воздерживаться от совершения конкретных действий. Такова, например, диспозиция статьи 64 Трудового кодекса, запрещающая необоснованный отказ в приеме на работу Управомочивающая диспозиция формулирует возможность субъектов совершить известные действия по собственному усмотрению. Так, диспозиция ст. 81 того же кодекса управомочивает работодателя на увольнение работника, которое осуществляется или не осуществляется по его инициативе.

Указанный выше способ анализа новых нормативных актов позволит глубже разобраться в их содержании,   уловить тенденцию развития правового регулирования. Например, анализ уже упоминавшегося федерального закона «О некоммерческих организациях», в котором более всего управомочивающих норм, позволяет предположить, что в сфере гражданского законодательства все больше утверждаются принципы свободного предпринимательства.

7.Знание студентом действующего законодательства существенно облегчает выполнение учебного плана. Покажем  это на примере неоднократно упоминавшегося федерального закона «О некоммерческих организациях», (опубликован «Российской газетой» 24.01.96г).Так, на практическом занятии №2 студент имеет возможность сослаться на данный закон при характеристике разновидностей правовых нормативных актов. Он служит примером постоянного нормативного акта, высшей юридической силы, не имеющего обратной силы, действующего на всей территории России, акта общего характера. В статьях этого закона можно усмотреть известные разновидности правовых норм. Так, ст.ст. 1 и 2 относятся к категории специализированных норм; ст.3 - к числу регулятивных норм, ст.7.2 в первой части является управомочивающей, во второй части - обязывающей нормой.

При изучении структуры российского права (тема реферата №7) проиллюстрировать структуру этого закона: он состоит из VII глав, каждая из которых разделена на статьи, многие из них имеют нумерованные разделы и ненумерованные части. В свою очередь, этот закон является элементом более высокой структуры, включаясь в группу норм гражданского права, регулирующих статус юридических лиц. Который, в свою очередь,  выступает составной частью института субъектов гражданского права.

Этот же закон можно использовать при ответе на экзаменационный вопрос №17 о том, что каждый имеет право заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью; при ответе на вопрос №13 - о том, что в ведении РФ находится установление основ федеральной политики в области экономического развития; при ответе на вопрос  №38 - о том, что Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

13. Тематика дипломных работ

Методические указания по написанию дипломных работ

Дипломная работа завершает процесс обучения в высшем учебном заведении. Требования к содержанию и оформлению этого сочинения доводятся до студента на страницах «Положения о дипломных работах». В настоящем разделе имеется в виду еще на первом курсе ориентировать на последующий выбор специализации, в рамках которой и решается вопрос о выборе темы дипломной работы. Предложенная выше тематика предназначена для студентов юридической специализации.