Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 20

 Тема 1. Предпосылки возникновения государства и права.

План.

Введение.

1. Экономические и социальные условия жизни в первобытном обществе.

2. Устройство власти в первобытном обществе.

3. Социальное регулирование в первобытном обществе.

4. Разложение родового строя как совокупность предпосылок возникновения государства и права.

Заключение.

1. Отвечая на первый вопрос, студент коротко описывает экономику родового строя (неразвитость производства, уравнительное распределение) и его социальную структуру (отсутствие социального неравенства, “естественное” разделение населения по полу и возрасту).

2. Отвечая на второй вопрос,  необходимо опереться на содержание предыдущего раздела. Следует показать, что указанным социально-экономическим условиям могло соответствовать только общественное самоуправление. Описывая его  основные черты: непрофессиональный характер, равенство всех взрослых в осуществлении властных функций (верховенство родового собрания,  выборность и сменяемость вождей и военачальников), необходимо показать их связь  с описанными в предыдущем разделе социально-экономическими условиями (например, скудность средств, добываемых для поддержания жизни не позволяло обществу  содержать профессиональный аппарат управления. или - малочисленность рода и неразвитость социальных связей позволяли в полной мере осуществлять “непосредственную демократию”).

3.Ответ на третий вопрос  так же предполагает возвращение к содержанию первого раздела, но уже применительно к социальному регулированию. В частности, показывая, что это регулирование осуществляется для того, чтобы в общественных отношениях утвердился определенный порядок, студент описывает первобытные обычаи и особенности их воздействия на поведение (например, постепенный, стихийный процесс закрепления полезного опыта, запрет на вредные поступки). И здесь необходимо показать, что  описанные в начале работы условия не требовали  иного способа регулирования (простой структуре общества соответствовала несложная система регулирования, отсутствие существенных социальных различий, позволило воплощать в первобытных нормах общие интересы и т.д.)

4.Отвечая на четвертый вопрос, студент описывает процессы разложения родового строя, выделяя крупные общественные разделения труда и появление групп с различными интересами,  отмечает существенную подвижность населения и разрушение родственных связей. Главное внимание надо обратить на то, что в этих новых условиях общество не могло обходиться прежними средствами управления и регулирования. Завершить работу следует кратким описанием некоторых теорий происхождения государства и права, перечисленных во 2 теме «Программы».

Литература: Для подготовки работы используются источники №21(с.с. 40 -60), №24 (с.с. 17 – 20),  № 26 «д» (с.с. 27 – 70).

Тема 2. Основные этапы развития государства и права.

План.

Введение.

1.Основы периодизации развития государства и права.

2.Характеристика государства и права Древнего времени.

3.Характеристика государства и права Средневековья.

4.Характеристика государства и права Нового  времени.

Заключение.

1.Ответ на первый вопрос предполагает уяснение нескольких концепций периодизации. Студенту необходимо показать, какой из них он придерживается и как использует в характеристике отдельных периодов. Рекомендуем для этого использовать источник 26 «д» (с.с. 70 – 135) и источники 21, 27 и 35 «д». Если студент воспользуется «формационным подходом, следует иметь в виду его “уязвимые места”. Во-первых, это  жесткая зависимость государства и права от классовой структуры общества и господствующей формы собственности. Во-вторых, - фатальная неизбежность развития государства и права от одного исторического типа к другому (рабовладельческий - феодальный - буржуазный - социалистический). В-третьих, провозглашение превосходства социалистического типа государства и права над всеми другими. В-четвертых, предсказывалось неизбежное отмирание государства и права в исторически обозримый период.