Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 33

в). Наконец, обстоятельно (и тоже с примерами) идет речь о   видах разъяснения правовых норм: официальное (легальное и аутентическое) и  неофициальное (в том числе - доктринальное); нормативное  и  казуальное, буквальное, расширительное и ограничительное.

44.АНАЛОГИЯ В ПРАВЕ

а). Сначала обращаются к понятию "правовое регулирование с позиций сложности и многогранности общественных отношений, требующих воздействия права, и отмечают подвижность социальной действительности, за которой не в состоянии "угнаться" правотворчество (тем более что система права должна быть в равной степени и мобильной и стабильной, т.е.  "реагировать" не на любые изменения в общественных отношениях).

б). Затем констатируют невозможность оставления без правового воздействия нуждающихся в этом общественных отношений (т.е. таких, о которых сказано в п."а" ответа на вопрос 32) по причине отсутствия конкретной правовой нормы. В этой связи разъясняют понятие "пробелы в праве"(полная и неполная,  "первичная" или "последующая" пробельность) и способы их восполнения.

в). Наконец, определяют , что такое аналогия в праве и при каких условиях ее применяют; объясняют на конкретных примерах аналогию закона и аналогию права.

45. ПРАВОСОЗНАНИЕ а) Сначала уясняют понятие «форма общественного сознания» и разъясняют рассматриваемый его вид, показывая предмет, цель и «инструменты» осознания правовой реальности.

б) Далее, раскрывают структуру правосознания: индивидуальное, групповое, общественное; обыденное и профессиональное; правовую идеологию и правовую психологию.

в) Наконец, показывают, какую роль правосознание играет в правотворчестве, реализации и охране права.

46. ПРАВОВАЯ  КУЛЬТУРА

а) Сначала сопоставляют понятия «культура» и «правовая культура». Последнее сравнивают с таким «родственным» понятием как «политическая культура».

б) Затем разбирают отдельные «проявления» правовой культуры: совершенство правовой  системы, эффективность реализации права, прочность правопорядка, уровень правосознания (восстановить в памяти перечисленные понятия поможет содержание вопросов 32, 36, 39, 45).

в) В заключение необходимо попытаться дать оценку уровню правовой культуры в современной России на основании обобщения известных студенту фактов.

П  Р  И  М  Е  Ч  А  Н  И  Е

Внимательный читатель должен был заметить, что во многих вопросах повторяются одни и те же понятия, которые по разному поводу приходится разъяснять. Тем, кто в связи с этим испытает недоумение, приходится напомнить, что теория государства и права (как, впрочем, и любая наука) содержит определенное число взаимосвязанных положений (возможно, в теории эти взаимные связи наиболее органичны). В частности, понимание основополагающих категорий данной учебной дисциплины и соответствующих терминов (типа: государство, право, механизм государства, его функции, форма; норма права, правоотношения и т.п.) считается как бы само собой разумеющимся (подобно, скажем, таблице умножения). Поэтому независимо от содержания "доставшегося" билета  в этих категориях и терминах студент путаться не имеет права.

12. Использование законодательства в процессе обучения.

1.Для изучения теории государства и права использование действующего законодательства имеет особое значение. Во-первых, законодательство является главным предметом изучения, ибо конкретные юридические правила выступают основным инструментом последующей практической работы. Во-вторых, законодательство - это опора для теоретических обобщений, позволяющих студенту шире и глубже познать специфику своей будущей профессии. Наконец, в-третьих, знание действующего законодательства позволяет студенту без труда отыскивать примеры, иллюстрирующие разного рода выводы и определения в процессе выполнения учебного плана.