Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 28

в) Наконец, следует подробно и с примерами объяснить, что такое "организационная" форма и показать ее значение, имея в виду что особая значимость правовой формы не придает ей "всеобъемлющего" характера и без организационной деятельности правовая может потерять смысл.

16. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ

И СПОСОБЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

а) Сначала определяют государственную власть как разновидность любой власти (дают общее понятие власти и называют ее основные разновидности) и  объясняют признаки государства, о которых шла речь в вопросе 2 ).

б) Затем на конкретных примерах объясняют соотношение методов убеждения и принуждения в процессе осуществления власти (полезно при этом вспомнить о политических режимах).

в) Наконец, на конкретных примерах рассматривают основные способы (виды) осуществления государственной власти (например, законодательствование, управление, финансирование, охрана правопорядка и оборона).

17.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

а) Прежде всего необходимо определиться с термином "человек" через категории "индивид" и "личность" (индивид, отличающийся от себе подобных физическими, духовными и социальными способностями). Следует так же показать, что реализация личности в современном  социуме невозможна, если нет для этого соответствующих условий (материальных, культурных, социальных) и предпосылок (особенно - с в о б о д ы  для самовыражения)

б) Затем следует определить "юридическую интерпретацию" понятия "свобода личности",. исходя из которой объяснять позицию личности в социально неоднородном обществе (необходимы, разумеется примеры о положении личности в разных формациях).

в) Наконец, необходимо проанализировать разные аспекты соотношения понятий "человек" и "гражданин" с позиций обеспечения свободы личности; объяснить, что такое "естественные права" и как они реализуются в различных видах прав гражданина.

18. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

а) Сначала дается краткая история появления и развития теории разделения властей и освещаются ее положения, которые сопоставляются с тем, как в разных странах (в том числе - в прошлом в России) эти положения осуществлялись.

б) Затем показываются особенности возникновения и функционирования каждой ветви  власти (специфика и "специализация" любой из них подтверждается конкретными примерами).

в) В заключение обращается внимание на диалектику разделения и совместного функционирования всех ветвей власти ради достижения в обществе необходимой  с т а б и л ь н о с т и (примеры по этому поводу должны быть как можно более современными).

19.ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ

а) Прежде всего дается определение демократии как внешней формы осуществления любой власти. На этой основе на   конкретных примерах показываются типы демократии (неполитическая и политическая),подтипы (например, государственная), и  разновидности (например, "семейная", "производственная" и т.д.).

б) Затем следует определить демократию в современном обществе как  о б щ е ч е л о в е ч е с к у ю  ц е н н о с т ь: т. е. как сочетание принципов (например, подчинение меньшинства большинству),методов (например, убеждение), способов (например, форум) и приемов (например, оповещение, созыв).

в) В заключение, с приведением необходимых примеров раскрываются основы современной демократии: приоритет прав человека, верховенство правового закона, разделение властей, преимущества представительных органов, всеобщее избирательное право .

2О.РОЛЬ ПРАВА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

а)  Сначала дается обшее определение права (см. вопрос 3)

б) Затем показывается его приоритет относительно государства (см. вопрос 4) и активная роль в укреплении общественного порядка (см. вопрос 32).

в) Наконец, на конкретных примерах показывается роль права в современном обществе (допустим, для этого  используется Конституция, ГК, ТК и т.п. акты). При этом следует избежать преувеличения или умаления роли права.