Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов)

Страницы работы

Содержание работы

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тематика курса

1.

Предмет и метод теории государства и

2.

Происхождение государства и права

3.

Общество, государство и право

4.

Сущность государства и его функции

5.

Механизм государства

6.

Формы государства

7.

Правовое государство

8.

Государство и личность

9.

Источники права

10

Правовые нормы

11

Система права, систематизация законодательства

12

Правовые отношения.

13

Реализация права.

14

Механизм правового регулирования. Законность и правопорядок.

15

Правонарушение и юридическая ответственность.

16

Правосознание и правовая культура.

Учебная программа курса

Введение

Теория государства и права – фундаментальная юридическая наука, которая изучается в качестве своеобразного вводного курса. Главная задача заключается в том, чтобы дать студентам и слушателям достаточное представление о сущности, содержании и формах  тех сложных общественных явлений, в функционировании которых они призваны принимать самое деятельное участие. Изучение данного курса предваряет дальнейшую работу над конкретными юридическими циклами и курсами. От успешного изучения данной дисциплины во многом зависит  успех дальнейшей учебы.

Цели и задачи курса. В условиях кардинальных общественных перемен существенно актуализируются функции юридического образования. Представления о том, какое место занимают и какую роль играют в социально неоднородном обществе государство и право, выступают важными ориентирами участия граждан в этих преобразованиях. Тем более, в таких ориентирах, но уже не в качестве общих представлений, а в виде сгустка точных и глубоких знаний, нуждаются студенты, готовящиеся занять ответственные должности на  государственной службе. Изучение теории государства и права выдвигает двуединую задачу: дать студентам широкие и достаточно глубокие знания, но при этом во главу угла поставить утилитарный аспект - увязать получаемые знания с  потребностями будущей профессии.

В ходе обучения студент (слушатель) должен будет получить представление о том, что традиционно обозначается как «энциклопедия государства и права» и обеспечивает последующее изучение юриспруденции в целом и подготовиться к последующему изучению социологии и философии государства и права;

знать, какуюроль государство и право играют в социально неоднородном обществе и как воздействуют на укрепление общественной стабильности;

уметь использовать полученные знания при последующем изучении отраслевых юридических дисциплин и при осмыслении процессов, происходивших в прошлом и разворачивающихся в настоящем времени.

Виды занятий и методика обучения. Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Учебным планом на различных факультетах и по разным формам обучение определяется неравное количество лекционных часов. Сформулированный ниже тематический план ориентирован на дневное отделение факультета ГИМУ. Участие в этих занятиях предполагает высокую активность студентов и слушателей в приобретении необходимых знаний.  Традиционно в вузе  эта форма является наиболее существенной, ибо здесь приобретение знаний обеспечивается «живым» взаимодействием с непосредственным выразителем научного знания. Участие в лекционной работе (а не просто слушание лекций) предполагает существенные усилия не только лектора. Студент должен воспринимать преподносимый ему материал, как бы «на ходу» оценивая его достоверность, узнаваемость, доступность для понимания. Чтобы закрепить проделанную работу, он должен «зафиксировать» ее результаты в конспекте для последующего развития знаний. Ведение конспекта, который может существенно облегчить дальнейшую работу, требует некоторых навыков. В частности, рекомендуем выделить в нем как бы три части. Первую составит материал, продиктованный лектором. Для выделения второй части полезно делать пропуски в надиктованном тексте, чтобы самостоятельно фиксировать основное содержание лекции. Третья часть конспекта – результат самостоятельной (дополнительной) работы по данной теме. Для ее фиксации полезно оставлять «соседнюю» с первоначальным текстом страницу. Следует так же оставлять поля, на которых по мере появления текста фиксировать свое к нему отношение (типа: не понял, спорно и т.п.). Основательно подготовленный конспект существенно облегчит работу не только на  первом курсе, на котором изучается данная дисциплина, но и в процессе всего учебного цикла.

Похожие материалы

Информация о работе