Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 22

3. Ответ на третий вопрос предполагает описание оснований классификации функций. Опираясь на изложенные выше положения. студент определяет конкретные направления государственной деятельности, которые должны быть главными, непосредственно выражать сущность государства и представлять собой предметно-целевую характеристику. Предполагается, что  таким критериям соответствует содержание экономической, социальной и культурной функций. Думается, что иные способы классификации будут подвергнуты сомнению (впрочем, иная позиция студента не вызовет отрицательной реакции). В этом же смысле разграничение функций на внутренние и внешние может быть названо условным, так как экономическая (как и иная) деятельность внутри страны и за ее пределами является и однородной и однотипной (см. источник 32 «д», с.с. 61- 82) В заключение рассматриваются две основные формы реализации функций и приводятся соответствующие примеры.

Литература: источники №1 №8, № 15, 18, 32 «д».

Тема 5. Форма государства.

План:

Введение.

1. Общее понятие формы государства.

2. Понятие формы правления.

3. Понятие формы государственного устройства.

4. Понятие политического режима.

Заключение.

1.Ответ на первый вопрос начинается с выяснения понятий “сущность” и “форма” государства. Рассматривая форму как своего рода “внешний облик” государства,  необходимо показать не только ее известную “уникальность” для каждой отдельной страны, но и типические черты, позволяющие классифицировать по этому признаку любое государство. Поэтому следует описать “внешние” факторы, определяющие эту неповторимость, и внутренние, определяющие типические черты (см.ист. 21, с.с.255 -256, 24, с.49, 26 «д», с.с. 593 -594).

2.Раскрывая второй вопрос, надо дать общее понятие формы правления, описать ее разновидности: монархию (абсолютную, дуалистическую, парламентарную), республику (парламентскую и президентскую), показать  особенности каждой из них. Рассуждения по этому поводу следует подкреплять соответствующими примерами (не забыть при этом отечественную форму), показывая с их помощью, какие факторы обусловили конкретную форму правления, каким образом данная разновидность выражает сущность государства (обеспечивает стабильность общества). По этому вопросу следует использовать источники 21 (с.с.257 – 261), 24 (с.с.54 – 59), 26 «д» (с.с. 595 – 607).

3.Ответ на третий вопрос надо так же начинать с общего определения. Затем описать  основные разновидности государственного устройства; обусловленность каждой из них соответствующими факторами; теоретические положения подкрепить примерами. Желательно обратить внимание на федеративное устройство нашего государства, иллюстрируя таким образом теоретические положения (см те же источники).

4.Таким же образом следует отвечать и на четвертый вопрос. Работу желательно завершить рассуждениями по поводу взаимообусловленности различных элементов формы у конкретного государства (допустим - современное тоталитарное государство тяготеет к монархии и унитарному устройству).

Литература. Источники №21, №24, №26 «д».

Тема 6. Механизм государства.

План:

Введение.

1. Понятие государственного механизма.

2. Классификация звеньев механизма государства.

3. Теория разделения властей.

Заключение.

1. Ответ на первый вопрос  начинают с  общего понятия механизма государства (оно сравнительно однозначно сформулировано в большинстве рекомендованных источников). Наряду с этим необходимо обратить внимание и на то. что термин механизм означает не только  совокупность определенных звеньев (основной предмет данного сочинения), но и известную систему деятельности государства. Нельзя не указать и на то, что в рассматриваемом механизме воплощается один из признаков государства (об этом шла речь на практическом занятии № 1). Кроме того следует сопоставить рассматриваемое понятие с такими, как «государственный аппарат» и «публичная власть». Рекомендуем ист. №24 (с.с.66 – 78) и 26 «д» (с.с.565 -573).