Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 21

2. Ответ на второй вопрос следует строить в зависимости от избранной концепции. Но, во всяком случае, здесь должны быть раскрыты особенности государства и права с позиций их возникновения “на развалинах” родового строя. В частности, будет уместно перечисление признаков, отличающих государство и право от аналогичных институтов первобытного общества (см. семинар по теме 1). Это не исключает описания некоторых особенностей, отличающих древние государства и правовые системы друг от друга.

3. Ответ на третий вопрос предполагает описание характерных черт средневекового государства и права и некоторых разновидностей государства и права в средние века.

4. Ответ на четвертый вопрос означает выявление тех изменений, которые государство и право претерпевали в результате буржуазных революций. Характеристика этого периода не будет полной без учета усиления государственного воздействия на решение так называемых “общих дел”. Даже если этот аспект будет упущен в предыдущих разделах, студент должен будет показать, что во все времена государство стремилось к обеспечению стабильности в социально неоднородном обществе, но только в новое время это стремление выражалось в существенном расширение круга лиц, непосредственно влияющих на осуществление государственной власти. Такой же подход должен осуществляться и относительно права. Именно в эту эпоху  право все в большей степени начинало воплощать согласованные интересы значительной части населения.

Литература.  Источники №21,№27, №26  «д, №35 «д».

Тема 4. Функции государства.

План:

Введение.

1. Понятие функции государства.

2.Общая характеристика содержания государственной деятельности.

3. Классификация функций государства.

Заключение.

1. Ответ на первый вопрос предполагает уяснение самого понятия, которое в рекомендованных источниках толкуется  различным образом. Призывая студента к самостоятельности в выборе той или иной точки зрения,  отметим все же, что на соответствующей лекции студенты СЗАГС получили по этому поводу развернутое и логически стройное представление. Напоминаем, что в категории “функция” необходимо выделить два основных момента. Во-первых, функция - это главное направление деятельности государства, которое непосредственно выражает его сущность. В этом состоит методологическое значение данного понятия. Связь между сущностью государства и его функциями студент воспроизведет, ориентируясь на советы, приведенные во втором разделе рекомендаций к семинарскому занятию № 1. Рекомендунм ист. 18 и 32 «д» (с.с. 43 – 60)

Во-вторых, иметь в виду, что функция означает предметно-целевую характеристику государственной деятельности.  Обратившись к конспекту лекции на эту тему и названным выше источникам, студент сумеет показать и предмет государственной деятельности (одну из главных сфер общественной жизни) и ее цель: обеспечение стабильности в каждой такой сфере. Раскрывая эти моменты, следует привести и необходимые примеры.

2. Ответ на второй вопрос следует начать с детализации содержания государственной деятельности. Одни главные ее направления, в которых действуют  бесчисленные и многообразные  государственные органы, еще в недостаточной степени характеризуют эту деятельность. Необходимо так же описать  ее основные разновидности: законодательствование, управление, правосудие, финансирование, поддержание правопорядка, организация обороны. Проиллюстрировать это  следует  некоторыми практическими мероприятиями Российского государства. Наиболее подробное разъяснение по этим вопросам содержится в источнике №18 и 32 «д» (с.с. 84 – 89).