Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 26

б) Во вторых, указывается на общую для любого государства  сущность (стремление обеспечить стабильность) типическое непосредственное выражение ее в одинаковых для всех государств функциях (экономической, социальной, культурной, осуществляемых внутри страны и вне ее), различное проявление сущности в формах и механизме государства.

в) Аналогичным образом (как и государство -  через сущность, функции, формы и механизм) рассматривается и  право древних веков

7. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В СРЕДНИЕ  ВЕКА

Ответ на данный вопрос надо строить по образу предыдущего: коренные изменения государства и права в сравнении с древним временем  (большее стремление к стабильности и консенсусу); сущность, функции, формы и механизм государства; то же самое и относительно права.

8.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

а) Прежде всего необходимо показать, что современное государство  не должно быть иным, что если многие страны не достигли в этом направлении необходимого рубежа, то их нельзя  называть "современными" в полном смысле этого понятия.

б) Далее следует перечислить и раскрыть признаки правового государства: отграничение государства  от гражданского общества  (государство функционирует преимущественно как средство обеспечения необходимых условий частным индивидам); верховенство права относительно административной  деятельности; приоритет прав человека      относительно иных социальных ценностей; равенство перед законом; разделение властей.

в) В заключение следует указать на различие рассматриваемых понятий, т.к. понятие «правовое государство» лежит в иной плоскости нежели понятие «социальное государство». При совместном их употреблении – последнее как бы характеризует содержание. В данном контексте это обозначает (условно, конечно,) деятельность  любого государства (не обязательно правового), стремящегося к обеспечению каждому члену общества материального и  духовного благополучия. Однако, в смысле практического результата  достижения общественного прогресса, их нельзя отрывать друг от друга. Правовое государство неизбежно стремится к тому чтобы "стать социальным", а социальное государство неизбежно приобретет правовой характер (если до этого не утратит "качества" социального). Желательно при ответе на данный вопрос оценить  характеристику РФ как "правового социального государства" (ст.ст. 1 и 7 Конституции РФ).

9. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

а) Начать ответ следует с выяснения соотношения понятий "форма" и "содержание", "внутренняя" и "внешняя" форма, "сущность" и " форма", применительно к характеристике государства. б) Затем необходимо показать диалектическое единство уникальности формы каждого конкретного государства и наличия в них типических черт, позволяющее классифицировать государства по их формам.

в) В заключение надо дать краткие (без всяких подробностей) определения формы правления, формы  государственного устройства и политического режима и показать на конкретных примерах  их «взаимодействие» при воплощении социального  предназначения государства.

10. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

а) Прежде всего дать развернутое определение форме правления, объяснив каждую его часть конкретными примерами: "конструкция" центральных государственных органов в современной России, порядок их образования, принципы взаимодействия друг с другом,  иными государственными органами и населением.

б) Затем охарактеризовать монархию с точки зрения условий ее функционирования в современных условиях. Показать распространенность этой формы в нынешнем мире и ее эффективность для сохранения и укрепления стабильности социально неоднородного общества, на конкретных примерах продемонстрировать основные особенности этой формы. в) После этого раскрываются (разумеется, на примерах) характерные черты республики и анализируются особенности двух ее разновидностей.