2. Суть второго вопроса состоит в уяснении многозначности данного термина. Во-первых, “источник” как “первопричина” появления права, о чем подробно говорилось на предыдущем занятии. Далее, термин используется в так называемом “узком смысле”: непосредственный повод появления юридической нормы (“правотворческое решение компетентного органа”). Наконец, источник права трактуется как внешняя его форма. Именно этот аспект и будет главным при обсуждении на практическом занятии. При этом необходимо обнаружить четкое представление об известных разновидностях источников (прецедент, правовой обычай и др.), понимание их особенностей и умение привести соответствующие примеры. Особое внимание следует обратить на особенности нормативного акта. Специфику этого источника права следует рассмотреть наиболее детально (см. ист. № 24, с.с 142-144: № 21, с. 115).
3. Изучение третьего вопроса представляет собой в значительной степени практическую задачу. Предполагается детальный анализ различных оснований для классификации нормативных актов (по содержанию, юридической силе, пределам действия и т.п.). Важно, чтобы этот анализ был подкреплен примерами,. взятыми из действующего законодательства, как это делал преподаватель на соответствующей лекции (рекомендации по использованию законодательства в учебном процессе изложены в конце данного пособия). Необходимо так же, чтобы примеры были актуальны: показывали, что студент следит за процессом правотворчества и понимает значение принимаемых (или обсуждаемых) нормативных актов.
Литература: Источники №1, №14, №15, №21, №8, №24,Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК), Трудовой Кодекс (далее –ТК)
Тема: «Нормы права и правоотношения»
Основные вопросы
1. Понятие нормы права.
2. Виды правовых норм
3. Понятие правоотношения и его структура.
4. Виды правоотношений.
Рекомендации по подготовке к занятию.
1. Применительно к первому вопросу следует, прежде всего, обратить внимание на основные черты правовой нормы (общее, общеобязательное, исходящее от государства и им охраняемое, волевое, абстрактное правило поведения, сформулированное как субъективное право и юридическая обязанность). Каждую из них необходимо не только раскрыть, но и проиллюстрировать соответствующим примером. Затем следует обратиться к содержанию правовой нормы и ее структуре, показать различия между “логической нормой” и “нормой - предписанием”, подкрепить теоретические рассуждения примерами, подобранными из Конституции, ГК и других законодательных актов (см. источник 21,с. 118-120 и источник 26 "д", с.с.265 - 280)
2. Подготовка ко второму вопросу предполагает не только повторение теоретического материала, ,но и работу над значительным числом правовых актов. Желательно познакомиться с рядом статей ГК, Трудового Кодекса, других нормативных актов и по аналогии с теми примерами ,которые приводились на лекциях, подобрать "иллюстрации" относительно регулятивных (управомочивающих, обязывающих, запрещающих) и охранительных норм; норм различной “отраслевой принадлежности”; норм диспозитивных и императивных; норм альтернативных, отсылочных и бланкетных.
3. Подготовка по третьему вопросу, предполагает углубление знаний по следующим проблемам. Во-первых, относительно определения правоотношения. .В рекомендованных источниках даются отличающиеся друг от друга “философские” интерпретации данного понятия. . Студент вправе выбрать любую из них, показавшуюся ему наиболее убедительной. Однако, в сугубо практическом плане (с позиций деятельности юриста или государственного служащего) можно признать приоритет наиболее распространенного определения: правоотношение - это волевое общественное отношение, урегулированное нормой права. (см. источник №21, с.с. 139 - 141; источник №26 «д», , с.с. 365 - 382 ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.