Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 27

г)  Наконец, анализируется связь формы правления  с остальными элементами формы государства (например, подлинная республика тяготеет к демократическому режиму, тоталитаризм превращает любое правление по сути в монархию).

11.СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

а) Сначала определяется общее понятие, которое соответствующим образом детализируется (внутреннее деление государства на части, их правовое положение, взаимодействие частей друг с другом и с центром) и иллюстрируется соответствующими примерами.

б) Далее определяются особенности унитарного государства и специфика  двух его разновидностей ( по уровню централизации). Здесь же выявляются конкретные обстоятельства, приводящие к унитаризму.

в) Наконец, особенности федеративного государства выявляются в сравнении с основными чертами унитарного. Здесь же показываются различия между федерациями конституционными и договорными, между основывающимися на территориальных либо национальных принципах. г) В заключение показывается взаимосвязь между данным элементом и двумя другими (к примеру, тоталитарный режим в СССР превращал федеральное устройство в фикцию).

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА.

а) Сначала дается общее понятие политического режима и его соотношение с другими элементами формы государства. В частности, он более непосредственно выражает сущность и на этой основе - как бы имеет "больше влияния". Скажем, тоталитарный режим не может полностью соответствовать подлинному федерализму или последовательно осуществляемому республиканскому правлению, ибо непременно "искажает отражение" сущности, не обеспечивая устойчивой стабильности социально неоднородного общества. При этом не забудьте сослаться на соответствующие примеры.

б) После этого детально и с конкретными примерами анализируется демократический режим в двух его разновидностях.

в) Наконец, так же рассматривается авторитарный режим в возможных его разновидностях.

13. МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

а) Сначала дается определение механизма государства и указывается на его значение в реализации функций государства. При этом  следует показать различие между понятиями "функция государства" и "функция государственного органа".

б) Затем конкретно и с соответствующими примерами следует рассмотреть основания классификации различных звеньев этого механизма (по функциям, по территориальным правомочиям и по способу образования). Для полноты  ответа следует  так же определиться с понятиями  «механизм государства». «государственный аппарат», «публичная власть».

в) В заключение рассматриваются проблемы разделения властей: общая концепция; социальный аспект (система "сдержек и противовесов");  ее реализация.

14.ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА.

а) Сначала в определении данного понятия выделяются его главные элементы: «направление деятельности»,  «непосредственное выражение сущности государства» и «предметно- целевая характеристика». б) Затем дается классификация функций (необходимо помнить о неоднозначных для этого основаниях). По избранной студентом классификации рассматривается содержание внутренних функций государства. в) Таким же образом анализируются внешние функции государства. Ответ на данный вопрос целесообразно иллюстрировать примерами отечественной  практики.

15. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

а) Необходимо начать с  понятия "реализация функций" (т.е. воспроизвести то, что говорилось в ответе на предыдущий вопрос в п. "а" о структуре и содержании государственной деятельности в каждом ее главном направлении) и привести по этому поводу некоторые примеры из современной отечественной практики.

б) Затем - указать на то, что наиболее существенной формой реализации является правовая, ибо она связана с определенными юридическими последствиями. В связи с этим необходимо так же проанализировать правотворчество, исполнение и охрану права как разновидности этой формы и привести соответствующие примеры.