Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 35

5. Изучение нового нормативного акта можно условно разделить на несколько этапов. Во-первых, оценивается источник, в котором этот акт опубликован. С полным доверием можно отнестись только к официальному изданию, об источниках которого уже говорилось. Во-вторых, определяется юридическая сила нового акта. Напомним, что при определении юридической силы нормативного акта следует отличать законы и подзаконные акты.  В-третьих, определить пределы действия нового акта   (по времени, в пространстве и по кругу лиц).  В-четвертых, устанавливается степень новизны данного акта. В частности, наиболее существенной новизной отличаются нормативные акты, обеспечивающие регулирование новой области общественных отношений. Например, таким было в начале 90-х г.г. прошлого века законодательство о приватизации государственной собственности или законодательство о биржах и биржевой деятельности. Существенной новизной отличаются Уголовно-процессуальный и Налоговый кодексы РФ. Высокой степенью новизны обладают специальные акты, конкретизирующие акт, изданный ранее. Например, ст.ст. 116 - 123 части первой Гражданского кодекса РФ (далее ГК) только в общих чертах определяют статус некоммерческих организаций. Существенно детализирует этот статус Федеральный закон «О некоммерческих  организациях», принятый 08.12.95 г. Необходимо отметить, что такие акты могут быть как заранее предусмотренными (например, ст.96 ГК предполагала последующее издание федерального закона об акционерных обществах), так и  изданными по инициативе законодателя (например, названный выше закон «О некоммерческих организациях»).

Существенной новизной обладают акты, коренным образом меняющие порядок в  области давно урегулированных отношений. Это могут быть и новые кодексы (скажем, Семейный кодекс РФ, принятый 08.12.95 или Уголовный кодекс, вступивший в силу 1 января1997 г.) и глубоко проникшие в старый кодекс изменения (например, Закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде» от 17.07.92 г., состоявший из 149 статей, установил более трехсот изменений и успешно применялся до принятия ныне действующего Трудового кодекса).

Наконец, издаются новые акты, или изменяются старые так, что затрагивается небольшая часть регулируемых отношений. В частности, таков Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 23.12.99, или Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. «О классификаторе правовых актов», изменивший аналогичный акт от 16.12 93. Безусловно, в полной мере степень новизны изучаемого юридического акта студент самостоятельно оценить не сможет, но он, по крайней мере, будет готов к восприятию той оценки, которая вскоре появится в разных источниках.

В-пятых, знакомство с новым нормативным актом потребует его классификации прежде всего с точки зрения отраслевой принадлежности. Нетрудно это будет сделать применительно к любому новому кодексу. Скажем, новый Трудовой кодекс уже самим заголовком отнесен к трудовому праву, а новый Налоговый кодекс – к налоговому праву. Сложнее, если большого объема акт не имеет соответствующего «отраслевого» названия. Допустим, для того, чтобы отнести закон «Об образовании» к  административному праву, потребуется хотя бы бегло ознакомиться с его содержанием. В выигрышном положении оказывается студент, ознакомившийся с новым нормативным актом в процессе подготовки к зачетам или экзаменам. Знание такого акта существенно повышают его шансы на успешную сдачу.

6. В предыдущих разделах содержатся рекомендации, относящиеся, так сказать, к «тактике» ознакомления с новым законодательством. Но процесс этот имеет свою «стратегию». Действительно, выше речь шла о словесном содержании изучаемых актов. «Стратегия» такого ознакомления предполагает знакомство уже с юридическим содержанием нового нормативного акта, которое образует одна или несколько правовых норм. Каждая такая норма обладает особой структурой, в которой выделяются три основных части. Прежде всего, это гипотеза, в  которой формулируются условия, при которых  реализуется исследуемая норма. Например, в ст. 173 Трудового кодекса условием предоставления льгот студентам, совмещающим обучение с работой, является их обучение в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Далее, это диспозиция, т.е. само правило поведения, которым руководствуются при наступлении соответствующих условий. Применительно к рассмотренной выше статье оно означает возникновение у студента права на дополнительный отпуск. Наконец, это санкция, в которой сформулированы неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителя данного правила   поведения.