Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 32

б) Затем перечисляют основные звенья механизма правового регулирования  (не вдаваясь в детали) и формулируют цель, ради которой функционирует каждое звено.

в) В заключение делается вывод: последовательное достижение каждой такой цели позволяет представить действие механизма правового регулирования в виде особого процесса из последовательно и непрерывно сменяющих друг друга стадий (на конкретных примерах следует показать, что создание нормативной основы невозможно без возникновения правоотношений и без применения права, в то же время правоотношения не могут возникнуть без соответствующей правовой  нормы и т.д.).

38.ПРАВОТВОРЧЕСТВО

а) Прежде всего, следует показать, что правотворчество -  это этап правового регулирования, на котором создается первое звено его механизма   (объяснить понятие "механизм" и цель его  функционирования на данном этапе).

б) Затем объяснить, что правотворчество подразумевает создание различных видов правовых актов и остановиться на законотворчестве, т.к. это самая важная и наиболее детально регламентированная область правотворчества (при этом отметить, что процесс правотворчества требует особой нормативной основы).

в) Наконец, на конкретных примерах следует проанализировать последовательно сменяющие друг друга стадии законотворчества: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, его принятие, опубликование, вступление в силу и "внедрение" в систему законодательства.

39. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

а). Сначала дается понятие реализации как заключительной стадии процесса правового регулирования и на конкретных примерах показывается ее связь с предыдущими стадиями.

б). Далее разъясняется цель правового регулирования, достигаемая на данной стадии и на конкретных примерах показывается суть простой реализации.

в). Наконец, дается понятие сложной реализации и на примерах разъясняется необходимость данного ее способа (подробнее об этом сказано по поводу вопроса 40).

40. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

а). Сначала дается характеристика применения права как особого способа реализации права (а в связи с этим показывается и место реализации права в системе правового регулирования).Следует при этом показать, что субъектом применения может быть только орган, обладающий соответствующей компетенцией.

б). Затем проанализировать виды правоприменительной деятельности по ее субъектам (выделить роль суда и иных юрисдикционных органов) и по целям (например, решение спора и т.п.)

в). Наконец, рассматриваются на конкретных примерах цели и содержание  каждой стадии применения права.

41.ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

а). Сначала дают общее понятие юридической ответственности как особого рода правоотношения (рассуждать по поводу того, является ли такая ответственность только ретроспективной, не обязательно): раскрывается его субъект, содержание и предмет (см. вопрос 30).

б). Затем разбираются основания возникновения юридической ответственности (см. вопрос 42) и на конкретных примерах рассматриваются виды ответственности.

в). Наконец, разъясняется порядок привлечения к ответственности и компетенция в этом соответствующих органов.

42.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

а). Сначала дается понятие правонарушения как особого юридического факта (необходимо по этому поводу кратко воспроизвести положения ответа на вопрос 31).

б). Затем на конкретных примерах рассматривается состав правонарушения (доказывается, что при отсутствии хоть одного из элементов состав исчезает полностью).

в). Наконец, (и тоже с примерами) анализируются различные виды правонарушений.

43.ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

а). Сначала дается общее определение понятию (не забыть об отличии терминов "уяснение" и "разъяснение"), а так же объясняется необходимость толкования правовых норм.

б). Затем подробно и с примерами рассматриваются разновидности методов уяснения смысла правовых норм (грамматический, логический, историко-целевой и систематический).