Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 24

2. Ответ на второй вопрос предполагает сначала уяснение средств установления правопорядка.. Первым и решающим из них является законность. Правда, здесь необходимо оговориться. что законность можно рассматривать и как самостоятельную, идеологическую ценность (это следует кратко доказать). Но в данном контексте нас интересует больше средство обеспечения правопорядка. С этих позиций законность надо определить как известный принцип; по мере его “внедрения” в сознание - как метод; по мере реализации метода - как режим. Эти позиции следует не только детально описать, но и подкрепить их примерами.

Раскрывая основные черты законности, надо каждую из них (всеобщность требований; равенство перед законом, верховенство правового закона, приоритет закона над политической целесообразностью) аргументировать и подкрепить примерами. Рекомендуются те же источники, плюс №14.

3. Ответ на третий вопрос предполагает описание условий прочного правопорядка. Их обычно разделяют на непосредственные и опосредованные. Вторая группа (социально-экономические, политические и культурные), несмотря на свою очевидную влиятельность,  все же воздействует на правопорядок через специальные условия. Их обычно связывают с юридической практикой и обозначают как высокое качество правотворчества; как эффективную реализацию права; как надежную правоохранительную деятельность.  Каждое из них следует описать, подкрепив соответствующими примерами.

Литература. Источники №1, № 8, №14, № 21, №24, №26 «д».

Тема 9.  Юридическая ответственность.

План. 

Введение.

1. Понятие юридической ответственности.

2. Понятие правонарушения.

3. Виды юридической ответственности.

1. Ответ на первый вопрос  начинают с определения социальной ответственности как особого рода отношения людей к своему поведению и его последствиям. Далее указывают на ее разграничении на ответственность позитивную и ретроспективную. Из этого понятия следует исходить, рассматривая юридическую ответственность как разновидность социальной ответственности. Не следует обойти и проблему юридической ответственности как особого рода правоотношения. В таком качестве она приобретает известную структуру: участники правоотношения (правонарушитель и компетентный орган); содержание правоотношения (права и обязанности участников); предмет правоотношения (строго регламентированное поведение участников). Как и по другим заданиям, выполнение этого варианта требует иллюстрации подходящими примерами.

2. Ответ на второй вопрос предполагает определение правонарушения как единственного (кроме, разумеется, соответствующей правовой нормы) основания для юридической ответственности. Затем раскрывается состав правонарушения, для чего требуется  описать (подтвердив соответствующими примерами) все его элементы. Надо так же показать, что отсутствие хотя бы одного из этих элементов исключает возможность квалифицировать конкретный факт в качестве правонарушения (следовательно, не может возникнуть и юридической ответственности).

3. Ответ на третий вопрос потребует сопоставления видов правонарушений и видов юридической ответственности и подробного описания каждого из этих видов с приведением соответствующих примеров. Кроме того, необходимо показать и иные основания для классификации юридической ответственности (по целям и по функциям)

Литература. Источники № 1 (с.с. 298 – 309), № 15 (с.с. 217 – 231),  № 21 (с.с.197 – 209), № 26 «д» (с.с. 477 – 499).

11. Контрольные вопросы для экзаменов

1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И   ПРАВА

а) Дать краткую характеристику первобытного общества: экономические условия  (неразвитое производство, уравнительное распределение), cоциальную структуру (только "естественные" различия по полу и возрасту), общественное регулирование (обычаи, первобытная мораль), управление  (родовое собрание, старейшина, военачальник).   Из всего этого необходимо сделать вывод, что в подобных обстоятельствах государство и право не могут и не должны появиться.