Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 12

Во-вторых, иметь в виду, что функция означает предметно-целевую характеристику государственной деятельности.  Обратившись к конспекту лекции на эту тему и названным выше источникам, студент сумеет показать и предмет государственной деятельности (одну из главных сфер общественной жизни) и ее цель: обеспечение стабильности в каждой такой сфере. Раскрывая эти моменты, следует привести и необходимые примеры.

2. Ответ на второй вопрос следует начать с детализации содержания государственной деятельности. Одни главные ее направления, в которых действуют  бесчисленные и многообразные  государственные органы, еще в недостаточной степени характеризуют эту деятельность. Необходимо так же описать  ее основные разновидности: законодательствование, управление, правосудие, финансирование, поддержание правопорядка, организация обороны. Проиллюстрировать это  следует  некоторыми практическими мероприятиями Российского государства. Наиболее подробное разъяснение по этим вопросам содержится в источнике №18 и 32 «д» (с.с. 84 – 89).

3. Ответ на третий вопрос предполагает описание оснований классификации функций. Опираясь на изложенные выше положения. студент определяет конкретные направления государственной деятельности, которые должны быть главными, непосредственно выражать сущность государства и представлять собой предметно-целевую характеристику. Предполагается, что  таким критериям соответствует содержание экономической, социальной и культурной функций. Думается, что иные способы классификации будут подвергнуты сомнению (впрочем, иная позиция студента не вызовет отрицательной реакции). В этом же смысле разграничение функций на внутренние и внешние может быть названо условным, так как экономическая (как и иная) деятельность внутри страны и за ее пределами является и однородной и однотипной (см. источник 32 «д», с.с. 61- 82) В заключение рассматриваются две основные формы реализации функций и приводятся соответствующие примеры.

Литература: источники №1 №8, № 15, 18, 32 «д».

Семинар №3

Тема: «Источники права»

Основные вопросы

1.Содержание и форма в праве.

2. Понятие источника права и его виды

3. Нормативный акт - основной источник отечественного права.

Рекомендации по подготовке к занятию.

1.Подготовка по первому вопросу связана с уяснением принципиальнейшей для последующего изучения теории права позиции. Как и любое явление, право обладает содержанием и формой. Первое обычно рассматривается в двух основных ракурсах. Выделяют прежде всего социально-экономическое содержание, которое, как известно студентам по предыдущим занятиям, представляет собой интересы различных социальных групп. Вместе с этим огромное значение имеет юридическое содержание в праве. По существу, эту категорию студенты изучают многократно (и не только в границах теории государства и права). Для данного же занятия наиболее существенным является понимание регулятивного характера права, воплощенного в общих правилах поведения, сформулированных в виде субъективных прав и  юридических обязанностей (см. ист. № 21, с.с. 118-119). Наряду с этим следует вспомнить и о неоднозначности понятия “форма права” (внутренняя и внешняя, например) о чем подробно говорится в ист. №26 “д”  с.с. 234 - 245.

Следует так же обратить внимание на соотношение категорий  “право” и “закон” (последняя - в смысле исходящего от государства общего правила поведения). В продолжающихся дискуссиях не раз высказывалось мнение, что не всякий закон является правовым с позиций выражения необходимой меры свободы и справедливости. Рекомендуем по этому поводу познакомиться с содержанием источника №14.