Учебная программа дисциплины "Теория государства и права" (Учебно-тематический план дисциплины. Контрольные вопросы для экзаменов), страница 30

б) Затем классифицируют их, по функциям: регулятивные (в том числе - управомочивающие, обязывающие, запрещающие), охранительные и специализированные; по отраслям права.  в) Наконец, нормы права классифицируются по их содержанию. Разделяют их по степени определенности ( абсолютно и относительно определенные) и по степени "категоричности" (императивные и диспозитивные).

29.ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

а) Начинают ответ с общего определения, в котором разъясняются следующие черты: волевое общественное отношение; поведение его участников урегулировано нормой права; участники связаны между собой правами и обязанностями; реализация последних контролируется и гарантируется государством. При этом необходимо показать, что реальные общественные отношения существуют сами по себе, но правовыми они становятся лишь тогда, когда имеется соответствующая норма права.

б) Затем надо рассмотреть виды правоотношений, исходя из характера норм, на базе которых они возникают (на конкретных примерах следует показать регулятивные и охранительные отношения, отношения различной "отраслевой принадлежности" - гражданские, жилищные и т. д.)

в) Наконец, необходимо рассмотреть классификацию правоотношений в зависимости от их непосредственного содержания (общие и конкретные, абсолютные и относительные, односторонние и многосторонние).

30.СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

а) Начав с краткого определения правоотношения, следует дать понятие первого структурного элемента - содержания. При этом надо на конкретных примерах показать, что такое субъективное право и юридическая обязанность и каким образом (в каких "вариантах") они реализуются в правоотношении.

б) Затем рассматривается второй элемент - субъект:  общее понятие, виды субъектов в соответствии с их правовым статусом  (содержание правоспособности и дееспособности отдельных субъектов демонстрируют на конкретных примерах).

в) Наконец, определяется предмет правоотношения (на конкретных примерах показывается, что право может воздействовать только на поведение людей, которое - через установление прав и обязанностей - и является этим предметом. При этом нельзя забыть и об  объекте правоотношения ( о конкретном материальном или ином благе, по поводу которого возникает правоотношение).

31.ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

а) Сначала дается общее определение, стержнем которого выступают следующие моменты: это конкретное обстоятельство, оно предусмотрено правом, оно вызывает правовые последствия.

б) Затем дается характеристика ( с обязательным приведением примеров) различным видам фактов: по вызываемым ими последствиям (правообразующие и т.д.); по степени сложности (особенно подробно объяснить  "юридический состав").

в) Наконец, надо подробно и с примерами рассмотреть классификацию юридических фактов по волевому признаку. В группе "действия" не забыть выделить правонарушения и правомерные действия, а в ряду последних - юридические акты и поступки.

32.ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

а) Сначала определить правопорядок как важнейшую составную часть общественного порядка: показать, что установление общественного порядка - это   результат  "совокупного" воздействия морали, права и других средств социального регулирования и выделить  при этом особую роль права (об этом шла речь при ответе на вопрос №3), не забыв , однако, о  пределах воздействия права на общественные отношения (только на наиболее важные отношения; только на те, поведение в которых поддается внешнему контролю;  только в тех случаях, когда правовое воздействие не нарушает "естественных" прав человека).

б)  Затем объясняется структура правопорядка: во-первых, сочетание правомерного поведения и неминуемого пресечения правонарушений; во-вторых, разграничение правопорядка на "секторы" , соответствующие основным общественным сферам; в-третьих, выделение в этой структуре т.н. "административно-политического сектора" (порядок в отношениях между государственными органами  и порядок в определении "внешних" границ воздействия права).