· Место
Поиски значений этих признаков идет в ближайшем окружении.
Постепенно, дети, глядя на схему (значок) имени признака делают элементарное описание какого-либо объекта.
Многолетний опыт работы с именами признаков и их значениями показывает, что у маленьких детей значительно быстрее идет формирование способностей анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать. Основная масса детей в конце учебного года самостоятельно открывают схему какого - либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении, называть его, сравнивать и делать простейшие выводы. Например: «Вот этот значок спрашивает про размер. Мишка – большой, а зайка маленький по размеру».
Воспитателю надо свою речь пополнить словами и словосочетаниями «объект», «признак», «название признака», «признак места», «признак количества» и др. Эти термины часто называть маленьким детям. Понятия имя признака и значение признака сложатся много позже, а пока дети только начинают различать, о чем идет речь и искать в окружении проявление данного имени признака.
Определение у детей уровня освоение имен признаков и их значений необходимо проводить в начале (октябрь) и конце (май) процесса обучения. В приложении № 3 дано описание процедуры диагностического исследования уровня освоения модели «объект – имя признака – значение имени признака».
Примерные конспекты игровых упражнений.
Тренинг № 1 .
Задачи. Формировать общее представление о количестве: пустой – полный. Познакомить со схемой, обозначающей имя признака КОЛИЧЕСТВО.
Понимать признак влажности на примере конкретных объектов. Узнавать схему: «влажность».
Материал: игрушки для игры с песком: ведерки, совочки, формочки; куклы Ваня и Катя.
Схемы (карточки) имен признаков «влажность», «количество».
Предварительная работа: в совместной деятельности организовать опыт детей по поиску объектов сухих, мокрых; ввести обобщающее слово «влажность»; показать значок (схему) имени признака «влажность»; в универсальном пособии «Имена признаков» обращать внимание детей на значок обозначающий влажность.
Организовать наблюдения и опыты детей по определению количества однородных объектов: чашка на столе одна, а ложек много; чашка пустая – чашка полная. Воспитатель в речи использует словосочетания: мало по количеству, много по количеству; и вопрос: «Сколько по количеству?»
Организация |
Примерное содержание работы. |
На участке. Занимательный момент. Игры с песком. Показ схемы признака «количество». Показ схемы признака «влажность». Дети с воспитателем водят хоровод. |
– Куклы в гости к нам пришли И игрушки принесли Будем мы с песком играть, Ваню с Катей забавлять. – Как много по КОЛИЧЕСТВУ песка в песочнице. А в формочках нет песка. Пустые формочки. Давайте наполним формочки песком. – Были формочки пустые, а стали полные. – Не получился куличик. Почему не получился? (Песок сухой.) – Из тучки дождик идет, и мы польем песочек из лейки, как из тучки. Был песок сухой, а стал мокрый по влажности. – Катя смотрит на схему и спрашивает: «Песочек сухой или мокрый по ВЛАЖНОСТИ?» – Песок мокрый, можно куличики лепить. Пустое ведерко наполним песком, оно становится полное. – Эта карточка спрашивает у Вани: «Много или мало по КОЛИЧЕСТВУ куличиков?» – Много куличей налепили. Мальчики – для Вани. Девочки – для Кати. |
Тренинг № 2
Задачи. Формировать общее представление о количестве: пустой – полный, много – мало. Продолжать знакомить со схемой, обозначающей КОЛИЧЕСТВО.
Подвести к пониманию признака влажности на примере конкретных объектов. Узнавать схему, обозначающую влажность.
Материал: игрушки для работы с песком: ведерки, совочки, формочки. Машинки, куклы, коляски. Схемы имен признаков «количество», «влажность».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.