Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 18

Организация

Примерное содержание работы.

«Оденем кукол на прогулку».

Показ карточки признака «размер».

Показ схемы признака «цвет».

«Лепим куличики – большие и маленькие».

Показ схемы признака «действие».

Если ребенок плохо разговаривает, воспитатель предлагает ему показать нужную формочку и сам называет цвет и форму.

В ходе работы воспитатель обращает внимание детей, на то, что из круглой формочки получаются круглые куличики,  из квадратной формы – квадратные и т. д.

– Куклы Аня , Таня и Катя собираются на прогулку.

– Поможем им одеться. Как узнать где, чья одежда?  

– Помогите подобрать  одежду куклам по размеру.

– У Ани коляска, у Тани коляска и у Кати коляска. Кому, какая коляска по размеру подойдет?

– О  чем спрашивает эта карточка? (О цвете.)

– У Ани коляска, какого цвета? (Красного.)

– А у Тани коляска, какого цвета? (Синего.)

– У Кати коляска, такая же по цвету, как у Ани. Какого цвета Катина коляска?  (Тоже красная.)

– Захотели куклы в песке поиграть, у них есть ведерки и совочки. С каким ведерком будет Аня играть, а с каким Таня? Почему?

– Ведерки у кукол пустые, будем делать куличики.

– Наполним ведерки песком, были ведёрки пустые, стали полные. Сделаем куличики: один куличик большой, а другой маленький. Из  большого ведерка – большой куличик. Из ведерка поменьше – поменьше куличик, а из самого маленького ведерка – самый маленький куличик получился.

– Какие красивые куличики получились, расскажите, как мы их делали. Что сначала делали, что потом? Какая карточка спрашивает нас о том, что  мы делаем?

– У Ани сколько, по количеству, куличиков? (Один.)

– А у Тани сколько, по количеству, куличиков? (Тоже один.)

– А  у Кати? (Один.)

– У каждой куклы по одному куличику, а всего куличиков – много.   

– Посмотрите. Какие красивые формочки у меня в корзинке лежат! Из этих формочек вы сами будете куличики строить!

– Формочки одинаковые или разные?  (Разные формочки, по цвету и форме.)

– Выбирайте для себя формочку, только чтобы её взять надо сказать  какую ты выбрал формочку: какого она цвета и формы.  (Например: я выбрал формочку красную, по цвету; квадратную, по форме.)

– Давайте вместе строить куличики.

Рефлексия.

– Какие карточки нам сегодня помогали играть?

– Как мы куличики выбирали? Расскажите нашей няне, что мы сегодня делали.

Диагностика освоения детьми 2-3 лет модели

«объект – имя признака – значение имени признака»

Процедура определения уровня освоения признаков составлена на основе диагностики, разработанной для детей 3-7 лет педагогом – психологом Ефимовой Т.А. (г. Югорск, ХМАО - 2008 г.).

Оцениваются следующие уровни освоения модели:

Низкий уровень. Не отвечает на вопрос по имени признака или путает признаки в ответе.

Средний уровень. Понимает имя признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.

Достаточный уровень. Узнает обозначения (схему) имени признака. Ребенок  понимает, что у объекта   есть   конкретный   признак,   который   выражен   графически   (схематически).   При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.

Высокий уровень.   Самостоятельное  применение  имени  признака  и  значения  (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение без опоры на схему имени признака.

Материал:

ü  Для определения уровня освоения модели педагогу надо выбрать  знакомый объект рукотворного мира. Например: кукла Красная Шапочка с пирожками или игрушечный заяц с морковкой. Набор карточек со схематическим изображением 14 признаков (Приложение 2). В объекте должны быть проявлены признаки, указанные в Приложении 1.

ü  Протокол обследования детей «Освоение модели «Объект - имя признака – значение имени признака» (Приложение 3).