Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно-речевого развития детей 2-3 лет, страница 14

Организация

Примерное содержание работы.

Показ картинки «Гуси». Прослушать запись.

Показ схемы признака «звук».

Игры с тенью.

Используя экран, на который падает тень руки, показываем ребенку маму-гусыню: сжимаем все четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу, пригибая кисть вниз:

Показ схемы признака «количество».

математическое развитие

На столе большие и маленькие миски.

Показ схемы признака «размер».

Изображаем нового персонажа, складывая пальцы другой руки.

Показ схемы «место».

– Ребята, кто это? Хотите послушать, какой звук гуси издают?  Посмотрите, как я гуся покажу: – Га-га-га! Где мои гусята? Показываем детям, как  сложить пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а потом – сразу  двумя руками. Гусята гуляют с мамой:

– Гусята маленькие, мама большая.

– Один гусенок, два гусенка, много гусят гуляют.

– Гуси-гуси? Дети отвечает: – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Ну, летите!

Гусята бегут за мамой.

- Мама-гусыня привела детей домой и кормит их обедом.

– Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.)  А какую гусенку? (Маленькую.)

– Петя, возьми все маленькие миски для гусят. – Маша, собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам. – Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок? Дай каждому гусенку одну мисочку. Считаем вместе: – Одна, две.…  Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке? Много маленьких мисочек. – Пришел папа-гусь. Какую ему миску поставим: большую или маленькую?

– Сколько теперь надо больших мисок?

– Гусята решили поиграть в прятки. Спрятались за стульчики.

– А теперь,  под стол спрятались  и т. д.

Рефлексия:

– Понравилось в гусят играть?  Как мы играли? Покажите, какие карточки нам признаки подсказывали.

Тренинг № 24

Задачи. Понимать пространственное расположение предметов относительно друг друга, использовать слова: на чем-то, под чем-то, перед чем-то, за чем-то, около чего-то и т. д.

Называть их  количество словами: много – мало, один, два. Узнавать и называть размер и вес объектов.

Материал: различные предметы двух основных размеров для обыгрывания сюжета «Поссорились - помирились». Схемы признаков «место», «размер», «вес», «количество».

Предварительная работа: в совместной деятельности организовать опыт детей по определению объектов по весу; ввести обобщающее слово «вес»; показать значок (схему) имени признака «вес»; в универсальном пособии «Имена признаков» обращать внимание детей на значок обозначающий признак веса.

Организация

Примерное содержание работы.

Игры с пальчиками по выбору воспитателя.

«Поссорились – помирились».

Показ схемы признака «размер».

Воспитатель обращает внимание на количество предметов: много, один, два.

Показ схемы признака «вес».

Дети  "примеряют" мебель к медведям и объясняют свой выбор, указывая на размер: большой, маленький…

Показ схемы признака «место».

– Жили  два медведя (зайца, куклы): Миша и Мишутка. Миша – по размеру большой.  Мишутка  –  маленький. –  Покажите где Миша, а где Мишутка.

–  Давайте проверим кто по весу легче, а кто тяжелее. –  Однажды они поссорились и стали делить игрушки.

Как они делят? Кому игрушки большие,  по размеру? Кому маленькие?

–  Помогите  разделить игрушки по размеру: большие и маленькие. А по весу?

–  Большой мяч по весу, тяжелый –  Мише. Маленький мяч пот весу, легкий  –  Мишутке и т. д. –  Какие, по размеру, игрушки у Миши? (Большие.) А какие игрушки по размеру, у Мишутки? (Маленькие.)

–  Скучно стало Мише одному с игрушками играть, и Мишутке скучно. Они помирились и решили опять играть вместе.

–  Давайте расставим мебель в комнате у Миши и Мишутки.

– Ох, какой шкаф тяжелый. Тяжело его нести. А стульчики по весу – легкие, и нести их легко. Какая карточка обозначает признак «Вес»?

– Миша и Мишутка друг другу задания дают, что куда положить и поставить у них в комнате. Мишутка ищет место и не может найти. Помогите Мише и Мишутке расставить все по местам.

Рефлексия:

– Ребята, как Миша и Мишутка игрушки делили? Покажите, какие схемы им помогали.