Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
МДОУ ЦРР – детский сад № 170 «Дружба» г. Тольятти
А.Г. Апресова
Н. А. Гордова
Т.А.Сидорчук
«Игровые упражнения
по подготовке к формированию элементарных математических представлений».
Направление познавательно – речевого развития детей 2-3 лет.
2011 г.
Авторский коллектив:
А.Г. Апресова |
- специалист по подготовки детей к школьному обучениюМДОУ ЦРР – детский сад № 170 «Дружба» г. Тольятти |
Н.А. Гордова |
- зав. МДОУ ЦРР – детский сад № 170 «Дружба» г. Тольятти |
Т.А. Сидорчук |
- доцент кафедры дошкольного образования ИПКПРО, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, к. п. н., г. Ульяновск |
Рецензенты:
М.А. Ковардакова |
- зав. кафедрой дошкольного образования ИПКПРО, канд. пед. наук, доцент, г. Ульяновск |
А.А. Нестеренко |
- сертифицированный специалист по ТРИЗ Международной ассоциации, канд. пед. наук, г. Петрозаводск |
Апресова, А.Г. Игровые упражнения по подготовке к формированию элементарных математических представлений. Направление познавательно – речевого развития детей 2-3 лет. / А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук.– Ульяновск: «Вектор – С», 2011. – 41 с.
Второе издание сборника игровых упражнений по подготовке детей 2 – 3 лет к формированию элементарных математических представлений разработан и апробирован в МДОУ ЦРР № 170 г. Тольятти в рамках современных Федеральных Государственных требований. Содержание сборника направлено на становление у маленьких детей единой картины мира.
Основным механизмом первых обобщений является работа с моделью «объект – имя признака – значение имени признака», поэтому тренинги с детьми строятся на этой основе.
Методический материал снабжен диагностическим комплексом определения уровня усвоения детьми имен признаков, как основного интеллектуального показателя развития малышей.
Сборник предназначен широкому кругу дошкольных работников, занимающихся развитием познавательных способностей детей, и рекомендуются к использованию в группах детей младшего дошкольного возраста.
© А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук, 2011.
© МДОУ № 170, г. Тольятти, 2011.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………. 4
Конспекты игровых упражнений……………………………………..7
Диагностика освоения детьми 2-3 лет модели
«объект – имя признака – значение имени признака»…………….. 33
Приложение № 1
«Имена признаков объектов и восприятие их значений анализаторами»………………………………………….. 39
Приложение № 2
«Примерные схематические изображения имен признаков»……………..40
Приложение № 3
Результаты обследования уровня освоения модели
«ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА – ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА»……41
Пояснительная записка.
Федеральными Государственными требованиями определено направление, связанное с формированием у детей единой картины мира. Для выполнения поставленной задачи педагогам ДОУ необходимо интегрировать не только формы и содержания педагогического воздействия, но и методы и приемы. На наш взгляд, универсальный способ познания мира, усвоенный ребенком в дошкольном возрасте, позволит малышу САМОСТОЯТЕЛЬНО познавать окружающий мир и складывать знания в единую систему.
В возрасте 2-3 лет у подрастающего человека формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования. Дети начинают считывать, понимать и оперировать моделями (значками, игрушками, картинками, схемами). Происходит познание мира через чувственное восприятие признаков объектов. Детьми усваиваются сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающего.
Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов. В педагогике раннего возраста существует проблема поиска оптимальных средств формирования у детей умений выявлять признаки и делать описание объекта.
Универсальным механизмом формирования способностей определять признаки объектов и с ними работать является модель «ОБЪЕКТ - ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА». Признаком мы называем какую – характеристику объекта. Например: Слон (объект) - большой (признак) или имеет размер (тоже признак). На наш взгляд, можно сделать иерархию этих характеристик по принципу – признак, который мы воспринимаем органами чувств (конкретный) и признак, который является обобщенной характеристикой и органами чувств не воспринимается (обобщенный). Например: печенье - квадратное – признак конкретный, распознается зрительным и тактильным анализаторами; печенье имеет форму – признак обобщенный и не воспринимается анализаторами.
В рамках иерархии получается обобщенный признак – ИМЯ ПРИЗНАКА, который состоит из неограниченного множества конкретных ЗНАЧЕНИЙ этого признака.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.