Л Е К Ц И Я 21
Это три соборных послания и Апокалипсис, который по форме тоже является сводным посланием семи ассийским церквам.
Достоверных известий ни о месте, ни о времени написания
Иоанновых посланий из предания нам не осталось. По наиболее вероятному предположению все они написаны из Ефеса, в котором апостол провел последние годы своей жизни и откуда управлял церквами малоазийскими. По содержанию первого послания можно заключить, что оно назначалось христианам в церквах малоазийских, уже давно основанных. "Пишу вам, - говорит апостол, - не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала".
То, что большинство христианских общин, к которым назначалось послание, составилось из обращенных язычников, доказывается в заключительных словах послания: "Дети! храните себя от идолов". Из содержания послания видно, что ко времени написания умножились в Малой Азии и получили особенную силу псевдогностические лжеучения, которые состояли в утверждении того, что:
1) Иисус не есть Сын Божий;
2) являлся Он в призрачной плоти;
3) знание дает человеку право на полную свободу и безграничный простор в действиях. Это льстившее чувственности лжеучение многих обольстило и увлекло к отпадению от Церкви христианской.
Второе послание ап. Иаонн написал, как гласит начальное приветствие, будучи уже старцем, к "избранной госпоже и детям ея", которых он любил поистине, и не только он, но и все познавшие истину (т.е. христиане). По всей вероятности, это была знатная и влиятельная христианка, отличавшаяся своим благочестием и благотворительностью, которую ап. Иоанн хотел предостеречь от влияния лжеучителей, не исповедующих Иисуса
Христа, пришедшего во плоти, т.е. отвергавших тайну воплощения
Сына Божия.
Третье послание св. ап. Иоанн написал одному из учеников своих Гаию, любимому за чистые христианские убеждения, а также за деятельное благочестие, выражавшееся в гостеприимстве странствующим проповедникам Евангелия. В те времена это была поистине высокая заслуга, так как взаимное нерасположение, доходившее до вражды между обратившимися из иудейства и язычества, нередко отражалось на проповедниках Евангелия так, что поистине они не имели где главы приклонить. Гаий, с одинаковой готовностью разделявший братскую любовь о Христе между христианами из иудеев и из язычников, радушно принимал проповедников Евангелия. Не таков был Диотреф из одной с Гаием христианской общины.
Второе и третье послания ап. Иоанна, как написанные для частных лиц, соборными, или окружными, в полном смысле слова назваться не могут. Включены же они в число соборных по единству автора.
Три послания Иоанна представляют собой иерархическую лестницу. В 1-м излагается центральное учение Иоанна о любви,
Во 2-м это учение прилагается к нуждам окормляемой апостолом церкви, по всей вероятности где-то в Асии (запад Малой Азии).
В 3-м послании Иоанн обращается к предстоятелю этой церкви Гаию.
1 Ин. иногда рассматривается как богословский трактат, сопровождавший четвертое Евангелие и получивший в Евангелии свое раскрытие. По форме и содержанию 1-е послание Иоанна и
Евангелие от Иоанна очень близки. Это явствует с самого начала. 1-е послание начинается с учения о Боговоплощении
(1:1-2), как и Пролог Евангелия (1:1-14).
1 Ин. 1:1-2 - предмет послания: "...о Слове жизни (В
начале было Слово...), ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца (Млово бе искони к Богу) и явилась нам".
В 1-3 посланиях Иоанн около 10 раз употребляет обращения
"возлюбленные", "возлюбленный" - "агапитос". Главная тема Божественная любовь, проявляющаяся во всепрощающей и всепомогающей любви к ближним.
Призыв к любви актуален всегда и созвучен преданию, что
Апостол любви жив и сейчас, как бессмертная любовь, по слову
Христа о том, что "ученик сей не умрет" , т.е. любовь бессмертна (Ин. 21:20-23). Это предание нашло отражение в литургике. Совершая 26 сентября память преставления ап. Иоанна
Богослова, Церковь ублажает в стихирах на "Господи воззвах"
"Иоанна приснопамятного, ... земли не оставляющего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие".
В греч. "идол" ("идолос") значит "нереальный". Платон употребляет этот термин для обозначения предметов призрачного мира в противоположность вечной неизменной реальности.
Идолы - фальшивки, поддельные боги, противостоящие истинному Богу; это все, что в душах людей занимает место, которое должно принадлежать только Богу. Другими словами, стих
31 главы 5 звучит: избегайте поклоняться фальшивкам, тем новым принципам новой цивилизации, о которых говорят новые лжепророки. Избегайте заразы ложной веры.
Ин. 4:8 - эпиклеза: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь".
Ин. 4:16 - "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.