Корпус посланий Апостола любви, страница 18

"Учении 12     Апостолов"     приводится    последовательность апостольской Евхаристии,  где после  благодарственной  молитвы сказано: "Пророки  могут  благодарить,  сколько хотят" (10:7).

Пророки определяли  Богослужебный  канон.   Их   узнавали   по символам (ярлыкам, жетонам или частям изображений, статуэток).

3) Пресвитеры,  или старейшины.  В каждой общине был свой оседлый, постоянный   пресвитер.   На   них  основывалась  вся приходская жизнь, от них зависела устойчивость общины.

Таким образом,   в  ранней  Церкви  существовало  двойное пастырство. С одной стороны, были апостолы и пророки, власть и полномочия которых   не   ограничивались  какой-то  конкретной общиной, а рапространялись на всю Церковь.  С другой  стороны, существовали пресвитеры,  или старейшины.  Это были постоянные пастыри местных общин, их фундамент и костяк.

Со временем  отношения  между  двумя категориями пастырей становились все напряженнее. По мере своего роста и укрепления местные общины    и   местные   пастыри   оказывали   растущее сопротивление руководству   со   стороны    и    вмешательству странствующих пророков.    Местные    церкви    стремились   к автокефалии.

Проблема возникала  со  странствующими  пророками.  Любой мошенник мог обеспечить себе комфортабельную жизнь, выдав себя за странствующего  пророка.  Греческий  сатирик Лукиан в книге

"Смерть Перегрина" повествует  о  таких  бродячих  шарлатанах, путешествующих по  христианским  общинам".  Истинные пророки в общинах отличались от лжепророков очень  просто.  Если  пророк оставался в общине больше трех дней и отказывался работать, то он был  лжепророк.  Если  он,  покидая  общину,  кроме  хлеба, необходимого для  того,  чтобы  дойти  до  следующего ночлега, требовал денег,  то он был лжепророк.  Истинный пророк  должен иметь нрав Господень.

Всякий пророк,  учащий истине и не  делающий  того,  чему учит, есть  христопродавец  (христэмпорос).  В  ранней  Церкви такие лжепророки-христопродавцы  стали  настоящей   проблемой.

Именно из их среды восставали еретики.

В послании представителем  местного  пастырства  является

Диотреф ("диотрэфис"  -  "питомец,  скормленный  богами").  Он совершает "революцию",  не признает власть и авторитет Иоанна, отказывается принимать  странствующих  миссионеров.  Он  готов изгнать из общины тех,  кто еще признает власть  и  полномочия

Иоанна.

Кто был Диотреф?  Об этом прямо в тексте не  сказано.  Но эпитет "первенстволюбец" в слав. тексте ("филопротэвос") (3:9)

вместе с  краткой  характеристикой  "не  принимает  братьев  и изгоняет их   из   церкви"   (3:10)   показывают   в  Диотрефе недостойного пресвитера.

В конце  19  в.  было высказано мнение,  что Диотреф есть представитель монархического епископата, возникающего на месте прежнего патриархально-миссионерского        строя.        Это подтверждается тем, что послания св. Игнатия Богоносца говорят о самостоятельности, автокефалии отдельных церквей.

Сам ап.  Иоанн никогда не противополагается епископам,  а действует сообща  с  ними,  утверждая  апостольское  основание церковной иерархии.  В Диотрефе естественно видеть  одного  из носителей духа   антихриста,   пытавшегося   внести   ересь  в церковную общину.

Кто был     похваляемый    Иоанном    Димитрий    (3:12)?

Священномученик Дорофей  Тирский,   участник   I   Вселенского собора, пишет,   что   Димитрий  впоследствии  стал  епископом

Филадельфийской церкви, упоминаемой в Апок. 3:7.

Во время    написания    послания   Димитрий,   по   всей вероятности, руководитель     странствующих     проповедников, который, возможно, передал письмо Иоанна Гаию.

Димитрия иногда отождествляли с  ефесским  среброковачом, который поднял  мятеж против Павла (Деян.  19:21).  Считалось, что в конце концов он обратился в христианство, но его прежнее враждебное отношение к Павлу заставляло людей сторониться его.

Иоанн дает Димитрию рекомендательное письмо.