2 Ин. написано к "избранной госпоже" - эклэкти кирия.
Общепризнанное (блж. Иероним) толкование: это обращение к одной их Асийских церквей.
3 Ин. написано к предстоятелю одной из Ассийских церквей.
В "Апостольских Постановлениях" Гаий называется еп. Пергамским.
У 2 и 3 Ин. много сходного, общего, даже дословно тождественного.
2 Ин. 4 - "Я (Иоанн) обрадовался, что нашел своих чад, ходящих в истине".
3 Ин. 4 - "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят во истине".
2 Ин. заканчивается словами: "Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам (слав.), да радость ваша будет исполнена2
(2:12).
3 Ин. заканчивается аналогично: "Многое имел я писать, но не хочу писать... чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам" (3:13-14).
2 Послание Иоанна
2 Послание Иоанна включено в новозаветный канон в конце 4
века на поместных соборах: Лаодикийском 364 г. и Карфагенском
397 г. До этого 2 и 3 Ин. относились к "пререкаемым"
("антилэгомэна").
2:1 - "Старец - избранной госпоже..."
Кто избранная госпожа?
1) Высказывалось предположение, что избранная госпожа это Пресвятая Богородица, Которой Иоанн был усыновлен Христом на Голгофе (Ин. 19:26).
Существуют две не совпадающие линии предания об Успении
Пр. Богородицы. По западному преданию, Успение Богородицы, пребывавшей на попечении ап. Иоанна, имело место в Ефесе, по восточному - в Гефсимании, т.е. в Иерусалиме.
Афанасий Великий считал "Кирия" собственным именем какой-либо малоазийской диакониссы. Св. Климент
Александрийский считал таким собственным именем "Эклекта" из вавилона. Русский богослов А.Глаголев, написавший толкование на соборные послания в Толковой Библии Лопухина, отвергал мнение блж. Иеронима, что под "избранной госпожой" разумеется какая-то Ассийская церковь, считая это недопустимым аллегоризмом.
2) "Кирия" - "хозяйка" (по-латыни "доминэ"), а в арамейском - Марфа. Поэтому считалось, что письмо написано
Марфе из Вифании, сестре четырехдневного Лазаря.
3) Наиболее вероятно, что послание адресовано Церкви, которую любят все, познавшие истину (2:1).
3 Послание Иоанна
3:1 - "Старец - возлюбленному Гаию..." Имя "Гаий" было одним из самых распространенных в Римской империи (значит
"земной"). В Новом Завете это имя носят три человека:
1) Гаий Македонянин, бывший с Павлом во время ефесского мятежа (Деян. 19:29).
2) Гаий Дервянин, собиравший деньги для Иерусалимской церкви (Деян. 20:4). По преданию, стал первым Солунским епископом.
3) Гаий в Коринфе, приютивший Павла (Рим. 16:23), которого Павел крестил лично (1 Кор. 1:14). Согласно преданию,
Иоанн Богослов лично посвятил его в епископы пергама.
Реконструкция ситуации 3 Ин.
Письмо адресовано некоему Гаию, действия которого Иоанн полностью одобряет. В Церковь пришли странствующие пророки, и
Гаий оказал им христианское гостеприимство. К той же Церкви принадлежал честолюбивый Диотреф, человек с диктаторскими замашками, который бросил вызов авторитету и власти Иоанна. Он отказался принять странствующих пророков-учителей. Далее Иоанн рекомендует Димитрия, вероятно, возглавлявший странствующих пророков, которому должно оказать радушное гостеприимство.
Таким образом, встает проблема пастырства.
Проблема пастырства
В ранней Церквибыло три категории пастырей.
1) Апостолы, свидетели Христова Воскресения. Это руководители поместных церквей, митрополий.
2) Пророки, не связанные с конкретными общинами странствующие учители, миссионеры, вестники слова Божия, шедшие туда, куда их направлял Дух Святой. Они занимали в
Церкви особое место. Они составляли чин Богослужения. В
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.