Корпус посланий Апостола любви, страница 17

2 Ин.  написано  к  "избранной  госпоже" - эклэкти кирия.

Общепризнанное (блж.  Иероним)  толкование:  это  обращение  к одной их Асийских церквей.

3 Ин. написано к предстоятелю одной из Ассийских церквей.

В "Апостольских Постановлениях" Гаий называется еп. Пергамским.

У 2  и  3  Ин.  много  сходного,  общего,  даже  дословно тождественного.

2 Ин.  4 - "Я (Иоанн) обрадовался,  что нашел своих  чад, ходящих в истине".

3 Ин. 4 - "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят во истине".

2 Ин.  заканчивается словами: "Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам  (слав.),  да  радость  ваша  будет  исполнена2

(2:12).

3 Ин. заканчивается аналогично: "Многое имел я писать, но не хочу писать... чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам" (3:13-14).

2 Послание Иоанна

2 Послание Иоанна включено в новозаветный канон в конце 4

века на поместных соборах:  Лаодикийском 364 г. и Карфагенском

397 г.   До  этого  2  и  3  Ин.  относились  к  "пререкаемым"

("антилэгомэна").

2:1 - "Старец - избранной госпоже..."

Кто избранная госпожа?

1) Высказывалось  предположение,  что избранная госпожа это Пресвятая Богородица,  Которой Иоанн был усыновлен Христом на Голгофе (Ин. 19:26).

Существуют две не совпадающие линии предания  об  Успении

Пр. Богородицы.  По  западному  преданию,  Успение Богородицы, пребывавшей на попечении ап.  Иоанна,  имело место в Ефесе, по восточному - в Гефсимании, т.е. в Иерусалиме.

Афанасий Великий  считал   "Кирия"   собственным   именем какой-либо малоазийской      диакониссы.      Св.      Климент

Александрийский считал таким собственным именем  "Эклекта"  из вавилона. Русский  богослов А.Глаголев,  написавший толкование на соборные послания  в  Толковой  Библии  Лопухина,  отвергал мнение блж.  Иеронима, что под "избранной госпожой" разумеется какая-то Ассийская   церковь,    считая    это    недопустимым аллегоризмом.

2) "Кирия"  -  "хозяйка"  (по-латыни   "доминэ"),   а   в арамейском -  Марфа.  Поэтому  считалось,  что письмо написано

Марфе из Вифании, сестре четырехдневного Лазаря.

3) Наиболее  вероятно,  что  послание  адресовано Церкви, которую любят все, познавшие истину (2:1).

3 Послание Иоанна

3:1 -  "Старец  -  возлюбленному Гаию..." Имя "Гаий" было одним из самых  распространенных  в  Римской  империи  (значит

"земной"). В Новом Завете это имя носят три человека:

1) Гаий Македонянин,  бывший с Павлом во время  ефесского мятежа (Деян. 19:29).

2) Гаий Дервянин,  собиравший  деньги  для  Иерусалимской церкви (Деян.   20:4).   По  преданию, стал  первым  Солунским епископом.

3) Гаий   в   Коринфе,  приютивший  Павла  (Рим.  16:23), которого Павел крестил лично (1 Кор. 1:14). Согласно преданию,

Иоанн Богослов лично посвятил его в епископы пергама.

Реконструкция ситуации 3 Ин.

Письмо адресовано некоему Гаию,  действия которого  Иоанн полностью одобряет.  В Церковь пришли странствующие пророки, и

Гаий оказал им христианское гостеприимство.  К той  же  Церкви принадлежал честолюбивый   Диотреф,  человек  с  диктаторскими замашками, который бросил вызов авторитету и власти Иоанна. Он отказался принять странствующих пророков-учителей. Далее Иоанн рекомендует Димитрия,  вероятно,  возглавлявший  странствующих пророков, которому должно оказать радушное гостеприимство.

Таким образом, встает проблема пастырства.

Проблема пастырства

В ранней Церквибыло три категории пастырей.

1) Апостолы,    свидетели   Христова   Воскресения.   Это руководители поместных церквей, митрополий.

2) Пророки,   не   связанные  с  конкретными  общинами  странствующие учители,  миссионеры,  вестники   слова   Божия, шедшие туда,  куда  их  направлял  Дух Святой.  Они занимали в

Церкви особое  место.  Они  составляли  чин  Богослужения.   В