надежду на Богоуподобление в славе), очищает себя, как Он чист". Это общее положение заключает в себе ту мысль, что основание нашей будущей славы и нашего Богоуподобления полагается здесь, на земле, чистотою нашей жизни, по образу и подобию жизни Спасителя.
3:4 - "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие". Этим апостол внушает, вопреки нашей наклонности к сомоизвинениям, что мы не должны смотреть на грехи свои, какие бы они ни были, как на нечто маловажное, но о каждом грехе сокрушаться, ибо грех есть беззаконие, т.е. нарушение воли Божией и, следовательно, тяжкое оскорбление Творца.
3:5-6. Усиливая мысль о преступности наших грехов по отношению ко Христу, ап. Иоанн говорит, что они в существе своем суть разрушение всей цели Его пришествия на землю, ибо
"Он и явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха, Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его". Здесь апостол говорит о коснеющем в состоянии греховности, что он не видел
Христа и не познал Его.
3:1-15. Братская любовь по отношению к ближним есть признак нашего сыновства пред Богом. "Всякий, не делающий правды (т.е. грешник), не есть от Бога, равно и и не любящий брата своего". Значит, самым наглядным и достоверным признаком нашего сыновства перед Богом должна быть наша любовь к ближнему, которая и составляет, по апостолу, сущность праведности пред Богом.
Делание правды и любовь к ближнему апостол отождествляет, потому что основная и первоначальная христианская заповедь есть именно заповедь о взаимной братской любви. Апостол примером обозначает отсутствие любви к ближнему в лице братоубийцы Каина. Если вся наша праведность, являющая нас детьми Божиими, есть любовь к ближнему, то наоборот, до человекоубийства доводит отсутствие любви к ближнему. А чтобы пример Каина не терял своей назидательной силы по самой своей резкости, апостол внушает далее, что одно уже нелюбовное к ближнему чувство есть состояние смертоносное, в котором и Каин находился, хотя и не поднимал еще руки на брата.
В таком-то состоянии пребывает мир, ненавидящий чад
Божиих. "А мы, - говорит апостол, - перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти"
как не живущий основным началом христианства - любовью.
"Всякий, ненавидящий брата (высшая степень нелюбви), есть человекоубийца", ибо хотя он самым делом и не убивает ближнего, но убийственное начало носит в своем сердце и в скрытом гневе и выражает его зложелательным словом, злобным равнодушием и вообще всем тем, что иногда на самом деле доводит до смерти нашего ближнего.
3:16-18. Любовь должна простираться до самоотвержения.
Как "Он (Христос) положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев".
3:19-20. Следствия нашего сыновства перед Богом. Первое следствие - покой совести. Если мы любим не словом, но делом и истиною, как подобает чадам Божиим, не по одному только христианскому званию, а по самой истине, или , как выражается апостол, если "мы от истины", то "успокаиваем пред Ним сердца наши". Словом "сердца" апостол называет совесть. Суд нашей совести он сравнивает с судом Божиим. Если тяжел первый, то второй, конечно, несравненно тяжелее, потому что Бог больше сердца нашего и все знает.
Глава 4. Как узнать и отличить истинных пророков Божиих от умножившихся лжеучителей.
4:1-3. Для этого пробным камнем ап. Иоанн объявляет основной догмат христианства о воплощении Бога Слова.
4:7-13. Знающие Бога всегда с этим знанием соединяют любовь. Ибо "кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", что открылось из того, что Он послал Сына Своего
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.