Корпус посланий Апостола любви, страница 6

надежду на  Богоуподобление  в  славе),  очищает себя,  как Он чист". Это общее положение заключает  в  себе  ту  мысль,  что основание нашей   будущей   славы   и  нашего  Богоуподобления полагается здесь,  на земле, чистотою нашей жизни, по образу и подобию жизни Спасителя.

3:4 - "Всякий,  делающий грех, делает и беззаконие". Этим апостол внушает,  вопреки  нашей наклонности к сомоизвинениям, что мы не должны смотреть на грехи свои, какие бы они ни были, как на  нечто маловажное,  но о каждом грехе сокрушаться,  ибо грех есть  беззаконие,   т.е.   нарушение   воли   Божией   и, следовательно, тяжкое оскорбление Творца.

3:5-6. Усиливая мысль  о  преступности  наших  грехов  по отношению ко  Христу,  ап.  Иоанн говорит,  что они в существе своем суть разрушение всей цели Его пришествия на  землю,  ибо

"Он и явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха, Всякий,  пребывающий  в  Нем,  не   согрешает;   всякий согрешающий не  видел  Его  и  не  познал Его".  Здесь апостол говорит о коснеющем в состоянии греховности,  что он не  видел

Христа и не познал Его.

3:1-15. Братская  любовь  по  отношению  к  ближним  есть признак нашего  сыновства  пред  Богом.  "Всякий,  не делающий правды (т.е.  грешник),  не есть от Бога, равно и и не любящий брата своего". Значит, самым наглядным и достоверным признаком нашего сыновства  перед  Богом  должна  быть  наша  любовь   к ближнему, которая   и   составляет,   по   апостолу,  сущность праведности пред Богом.

Делание правды и любовь к ближнему апостол отождествляет, потому что основная  и  первоначальная  христианская  заповедь есть именно   заповедь  о  взаимной  братской  любви.  Апостол примером обозначает  отсутствие  любви  к  ближнему   в   лице братоубийцы Каина.  Если  вся  наша праведность,  являющая нас детьми Божиими,  есть  любовь  к  ближнему,  то  наоборот,  до человекоубийства доводит отсутствие любви к ближнему.  А чтобы пример Каина не терял своей назидательной силы по самой  своей резкости, апостол  внушает  далее,  что  одно уже нелюбовное к ближнему чувство есть состояние смертоносное, в котором и Каин находился, хотя и не поднимал еще руки на брата.

В таком-то  состоянии  пребывает  мир,  ненавидящий   чад

Божиих. "А мы, - говорит апостол, - перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти"

как не   живущий  основным  началом  христианства  -  любовью.

"Всякий, ненавидящий  брата  (высшая  степень  нелюбви),  есть человекоубийца", ибо   хотя   он  самым  делом  и  не  убивает ближнего, но убийственное начало носит  в  своем  сердце  и  в скрытом гневе  и  выражает его зложелательным словом,  злобным равнодушием и вообще  всем  тем,  что  иногда  на  самом  деле доводит до смерти нашего ближнего.

3:16-18. Любовь должна  простираться  до  самоотвержения.

Как "Он  (Христос)  положил  за  нас  душу  Свою:  и мы должны полагать души свои за братьев".

3:19-20. Следствия  нашего сыновства перед Богом.  Первое следствие - покой совести. Если мы любим не словом, но делом и истиною, как  подобает  чадам  Божиим,  не  по  одному  только христианскому званию,  а по самой истине, или , как выражается апостол, если "мы от истины",  то "успокаиваем пред Ним сердца наши". Словом "сердца" апостол  называет  совесть.  Суд  нашей совести он  сравнивает с судом Божиим.  Если тяжел первый,  то второй, конечно,  несравненно тяжелее,  потому что Бог  больше сердца нашего и все знает.

Глава 4.  Как узнать и отличить истинных пророков  Божиих от умножившихся лжеучителей.

4:1-3. Для  этого  пробным  камнем  ап.  Иоанн  объявляет основной догмат христианства о воплощении Бога Слова.

4:7-13. Знающие Бога  всегда  с  этим  знанием  соединяют любовь. Ибо "кто не любит,  тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", что открылось из того, что Он послал Сына Своего