Корпус посланий Апостола любви, страница 12

Христа. Иоанн подчеркивает, что Христос пршел не водою только, а водою  и  кровию.  Отсюда  очевидно,  что  были  лжеучители, утверждавшие, будто   Христос   пришел  водою,  а  не  кровию.

Другими словами,  Крещение  признавалось  важнейшим  элементом мессианства Христа,   а  Распятие  -  нет.  Это  дает  ключ  к толкованию отрывка.

Иоанн утверждает,  говоря  о  крови,  что  Распятие - это центральный момент  искупления.  В  смерти,  как  и  в  жизни6

Христос оставался Богочеловеком.

Троякое свидетельство о Богочеловечестве Христа (5:6-12)

1-е свидетельство - небесное - трех Лиц Св. Троицы.

5:7 - "Три свидетельствуют на небе:  Отец, Слово и Святый

Дух; и Сии три суть едино".

2-е свидетельство  - земное - свидетельство духа,  воды и крови.

5:8 - "И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь, и Сии три об одном".

3-е свидетельство - внутреннее - в самом верующем.

5:10 - "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе".

Иоанн говорит о тройном свидетельстве.

5:8 - "Три свидетельствуют на земле - дух,  вода и кровь;

и Сии три об одном".

1) При  Крещении  Дух сошел на Иисуса в виде голубине.  В

Пятидесятницу - в виде огненных языков.

2) Свидетельство  воды.  Христианское  Крещение.  Человек погружался в воду и умирал вместе со Христом, потом поднимался из воды и воскресал вместе с Христом к новой жизни.

3) Свидетельство  крови.  Кровь  символизирует  жизнь.  В

жертвоприношении кровь  посвящалась  только  Богу.  На  кресте кровь Христа пролилась для Бога и искупила людей, примирила их с Богом. Это таинство Евхаристии.

Дух, вода  и  кровь  вместе  доказывают,  что  Христос  подлинный Мессия, Сын Божий, Спаситель.

Иоанново учение о спасении

Христос спасает грешников двояко:

1) Он - Ходатай пред  Богом  (2:1):  "Аще  кто  согрешит,

Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника".

Греческое "Параклитос" переведено как  "Ходатай".  Обычно

"Ходатай" относится к Святому Духу.

Прп. Максим  Грек  написал  канон  Св.  Духу   Параклиту, переведя "Параклитос"  как  "Утешитель".  Написал  в заточении мелом на стенах своей кельи,  т.к.  бумаги  и  чернил  ему  не давали. С  16  века  это  греческое  слово  на  русском  имеет значение: "Утешитель".

Параклитос -  это тот,  кто призван на помощь.  Это может быть врач,  или свидетель,  дающий показания в пользу кого-то, или адвокат, призванный защищать, т.е. защитник. Так это слово перевел блж. Иероним: advocator.

2) Иоанн  дважды  называет Христа умилостивлением за наши грехи.

2:2 - "Он есть умилостивление за грехи наши,  и не только за наши, но и за грехи всего мира".

4:10 -   "Бог   возлюбил  нас  и  послал  Сына  Своего  в умилостивление за грехи наши".

Христос -    жертва    умилостивления,    через   которую восстанавливаются нарушенные   отношения   между   согрешившим человеком и Богом, восстанавливается единство человека с Богом.

1:7 - "Кровь Иисуса  Христа...  очищает  нас  от  всякого греха". Инициатива  жертвы  исходила  от Бога,  Который послал

Сына Своего быть Спасителем людей.

По Иоанну,  Св. Дух выполняет роль связующего звена между

Богом и человеком.  Дух Святой дает нам  сознание  постоянного пребывания в нас Бога через Иисуса Христа.

3:24 - о том,  что Бог "пребывает в нас,  узнаем по Духу,

Который Он дал нам".

2:12 - "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради миени Его".

Прощение человек получает ради имени  Христа.  Имя  -  не только личное  название  человека,  оно символизирует весь его характер в той мере, в какой его знают люди.

Пс. 24:11 - "Ради имени Твоего Господи,  очисти грех мой, мног бо есть".  Значит,  ради Твоей любви и милосердия  прости мои согрешения (на этот стих ссылались афонские имясловцы).

Учение о мире

2:15 - "Не любите мира,  ни того,  что в мире,  кто любит мир, в том нет любви Отчей".