Христа. Иоанн подчеркивает, что Христос пршел не водою только, а водою и кровию. Отсюда очевидно, что были лжеучители, утверждавшие, будто Христос пришел водою, а не кровию.
Другими словами, Крещение признавалось важнейшим элементом мессианства Христа, а Распятие - нет. Это дает ключ к толкованию отрывка.
Иоанн утверждает, говоря о крови, что Распятие - это центральный момент искупления. В смерти, как и в жизни6
Христос оставался Богочеловеком.
Троякое свидетельство о Богочеловечестве Христа (5:6-12)
1-е свидетельство - небесное - трех Лиц Св. Троицы.
5:7 - "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый
Дух; и Сии три суть едино".
2-е свидетельство - земное - свидетельство духа, воды и крови.
5:8 - "И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь, и Сии три об одном".
3-е свидетельство - внутреннее - в самом верующем.
5:10 - "Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в самом себе".
Иоанн говорит о тройном свидетельстве.
5:8 - "Три свидетельствуют на земле - дух, вода и кровь;
и Сии три об одном".
1) При Крещении Дух сошел на Иисуса в виде голубине. В
Пятидесятницу - в виде огненных языков.
2) Свидетельство воды. Христианское Крещение. Человек погружался в воду и умирал вместе со Христом, потом поднимался из воды и воскресал вместе с Христом к новой жизни.
3) Свидетельство крови. Кровь символизирует жизнь. В
жертвоприношении кровь посвящалась только Богу. На кресте кровь Христа пролилась для Бога и искупила людей, примирила их с Богом. Это таинство Евхаристии.
Дух, вода и кровь вместе доказывают, что Христос подлинный Мессия, Сын Божий, Спаситель.
Иоанново учение о спасении
Христос спасает грешников двояко:
1) Он - Ходатай пред Богом (2:1): "Аще кто согрешит,
Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника".
Греческое "Параклитос" переведено как "Ходатай". Обычно
"Ходатай" относится к Святому Духу.
Прп. Максим Грек написал канон Св. Духу Параклиту, переведя "Параклитос" как "Утешитель". Написал в заточении мелом на стенах своей кельи, т.к. бумаги и чернил ему не давали. С 16 века это греческое слово на русском имеет значение: "Утешитель".
Параклитос - это тот, кто призван на помощь. Это может быть врач, или свидетель, дающий показания в пользу кого-то, или адвокат, призванный защищать, т.е. защитник. Так это слово перевел блж. Иероним: advocator.
2) Иоанн дважды называет Христа умилостивлением за наши грехи.
2:2 - "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира".
4:10 - "Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши".
Христос - жертва умилостивления, через которую восстанавливаются нарушенные отношения между согрешившим человеком и Богом, восстанавливается единство человека с Богом.
1:7 - "Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха". Инициатива жертвы исходила от Бога, Который послал
Сына Своего быть Спасителем людей.
По Иоанну, Св. Дух выполняет роль связующего звена между
Богом и человеком. Дух Святой дает нам сознание постоянного пребывания в нас Бога через Иисуса Христа.
3:24 - о том, что Бог "пребывает в нас, узнаем по Духу,
Который Он дал нам".
2:12 - "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради миени Его".
Прощение человек получает ради имени Христа. Имя - не только личное название человека, оно символизирует весь его характер в той мере, в какой его знают люди.
Пс. 24:11 - "Ради имени Твоего Господи, очисти грех мой, мног бо есть". Значит, ради Твоей любви и милосердия прости мои согрешения (на этот стих ссылались афонские имясловцы).
Учение о мире
2:15 - "Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.