Корпус посланий Апостола любви, страница 7

Единородного и  отдал  Его  "в  умилостивление за грехи наши".

Если так возлюбил нас Бог,  то, по рассуждению ап. Иоанна, и с нашей стороны  требуется  любовь.  А  так  как  Бог  для нас в существе Своем непостижим,  то любовь наша должна направляться на носящих Его образ,  чтобы любовь наша не была пустым только словом, а единение с Ним было бы живое:  "Если мы  любим  друг друга, то  Бог  в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас".

Глава 5. Любовь имеет внутреннюю связь с возрождением.

5:1-5 - "Всякий,  любящий Родившего,  любить и рожденного от Него"  (т.е.  всякого  брата  своего по возрождению).  Свою любовь к Нему,  говорит апостол,  мы доказываем  только  когда исполняем Его  заповеди,  и  значит  заповедь  о любви к нашим собратьям. "Ибо это есть любовь к  Богу,  чтобы  мы  соблюдали заповеди Его;  и заповеди Его не тяжки", - прибавляет апостол, имея в  виду  заповедь  о  любви,   столь   естественную   для возрожденного сердца   верующих   сынов   Божиих.  Хотя  и  по возрождении для  человека  невозможно  без   труда   исполнять заповеди Божии, но апостол внушает, что верующим подается сила побеждать все препятствия, какими старается мир затруднить для нас исполнение заповедей Божиих.  "Всякий,  рожденный от Бога, побеждает мир;  и сия победа, победившая мир, есть вера ваша".

Самым возвышенным   примером  такой  победы  над  миром  могут служить апостолы Христовы, приведшие своею проповедью к Христу весь мир, несмотря на все противодействие.

5:6. Свидетельства, на которых утверждается вера в Иисуса

Христа. "Сей  есть  Иисус Христос,  пришедший водою и кровию и

Духом, не  водою  только,   но   водою   и   кровию,   и   Дух свидетельствует о Нем,  потому что Дух есть истина". Очевидно, что кровь и вода имеют  здесь  значение  метафоры.  Вода  есть символ очищения,  и  под  этим  символом в Ветхом Завете,  как известно, изображалось очистительное  действие  Мессии.  Кровь животных, обильно  проливавшаяся на жертвенниках,,  также была символом очищения,  но вместе  и  искупления.  Таким  образом, вырежение Иоанна значит,  что Христос во исполнение пророчеств и ветхозаветных ожиданий  явил  Себя  Спасителем  человечества посредством очистительной   и   искупительной  силы,  символом которой служили кровь и вода.

Но нечто и большее, кроме символизма, угодно было Господу сообщить этим  веществам  в  Новом  Завете.  Воду  Он   сделал таинственным орудием   человеческого  возрождения   в   купели

Крещения, а кровь - таинственным  орудием  теснейшего  общения люде с Собой в таинстве Евхаристии.

В Самом Спасителе  таинственное  значение  крови  и  воды проявилось наглядным  образом на кресте при Его смерти,  когда из прободенного ребра Его в обилии истекла кровь и вода.

Но что значит выражение Иоанна о пришествии Иисуса Христа не водою только и кровию,  но  и  Духом?  Под  этим  последним апостол разумеет прямо Духа Святого,  Которого уже без всякого символизма называет    третьим     свидетелем     мессианского достоинства Христа.

*   *   *

Из этого очень краткого обзора 1 Ин.  видно,  что главную опасность для  христианства  апостольского  века   представлял псевдогносис, с  которым  мы  уже встречались в Кол.  и Еф.  В

каждой главе  своего  послания  ап.  Иоанн   так   или   иначе затрагивает проблему  псевдогностических лжеучений.  Поговорим об этом подробнее.

Для псевдогносиса  характерен  в  первую очеред дуализм исконное равновесие двух начал:  добра и зла;  добро не  может победить зло.

Псевдогностики вводили злое начало в само божество, якобы сам бог имеет в себе злое начало, разделен сам в себе. Поэтому

Иоанн утверждает: в Боге нет никакой тьмы.

1:5 -  "Бог есть свет,  и нет в Нем никакой тьмы".  Бог это абсолютная любовь,  что и доказывает Иоанн  на  протяжении всего послания.

В основе лжегносиса лежит убеждение, что только дух благ, а материя пагубна. Дух человека заключен в теле, как в тюрьме.