Корпус посланий Апостола любви, страница 2

Воздействие, оказываемое Богом,  Его самая мощная энергия

- любовь.  Когда Бог пребывает в человеке,  человек облекается любовью Божией.  Бог познается через Его главнейшую энергию  любовь. Лучшая   демонстрация   и  доказательство  бытия  Бога

(лучшая христианская  апологетика)  -  это  жизнь   в   любви.

Современный мир часто не принимает никаких доказательств бытия

Бога и пришествия Христа, кроме доказательства любви.

Значение посланий - утверждение христианской цивилизации, основанной на любви. Мы относимся к цивилизации, основанной на христианских принципах.   Даже   если   многие   не  соблюдают евангельские заповеди,  они хотя бы на словах признают идеалы, истины добра,  милосердия,  служения любви. Бывают многолетние апостасии, отступления от  веры,  бывают  войны  десятилетние, тридцатилетние, даже столетние,  но вектор рано или поздно все равно направляется  к  любви  и  миру.  Сейчас  говорят,   что складывается новая    постиндустриальная    цивилизация   НТР, складывается новое  информационное  общество,  основанное   на каких-то иных принципах.

И вот апостол предупреждает нас  заранее  (1  Ин.  5:21):

"Дети! храните себя от идолов".

1 Ин.  1:6 - "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине". Кто имеет общение с Богом,  тот во свете ходит.  "Ходить"  -  библейский образ жизни. Ходить во тьме - иметь мертвую душу в живом теле, когда человек сам  создает  вокруг  себя  мрак  злыми  делами.

Божественный свет   воспламеняется   в   наших   делах,  нашем стремлении ко спасению. Прп. Феофан Затворник заканчивает свои письма неизменно   словом  "спасайтесь",  т.е.  трудитесь  для своего спасения.

1 Ин.  3:2 - "Возлюбленные,  мы теперь дети Божии, но еще не открыто, что будем..." Таким образом, необходимо постоянное совершенствование, постоянная борьба со страстями,  которые не покидают человека до гробовой доски.

1 Ин.  3:3  - поэтому "всякий,  имеющий надежду на Христа

(т.е. надежду на Богоуподобление - теозис),  очищает себя, как

Он чист".

Человек призван к уподоблению  Божию.  Подобие  Божие  не задано, а является целью всей жизни.

Праведность обнаруживается в делах

По блж.   Августину,  человек  может  находиться  в  трех состояниях:

1) когда человек не может не грешить,

2) когда человек может не грешить,

3) когда человек не может грешить, т.е. свободен от греха.

Последнее состояние уподобляет, усыновляет человека Богу.

Эта вершина   завета  между  Творцом  и  человеком  называется теозисом - "обожением".

Св. Климент  Александрийский  (II  век) говорит,  что 1-3

послания Иоанна  адресованы  уцеломудрившимся,  девственникам, целомудренным -  "прос  парфэнис".  Евангелие Иоанна Богослова часто называли "парфэнос" - "девственник", что очень похоже на

"парфянам" ("прос парфис")..

Один из западных учителей VI века Кассиодор считал, что 1

и 2 послания были написаны  парфянам,  жившим  в  Месопотамии, вокруг Вавилона. О том же говорит и блж. Августин.

В конце   1  Пет.  (5:13)  говорится:  "Приветствует  вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне..." Слово "церковь"

выделено курсивом,  что  означает,  что  его  нет  в греческом тексте: "Приветствует  вас  избранная...  в   Вавилоне".   Под избранной можно  понимать ту,  о которой говорит Иоанн в своем

2-м послании,  адресованном "избранной госпоже и детям ее"  (2

Ин. 1).  Поэтому некоторые западные экзегеты предполагали, что

1 и 2 Ин.  были адресованы в Вавилон, откуда Петр написал свое

1-е послание.  А жителей Вавилона называли парфянами. Отсюда "парфянам" ("ад парфос").

"Избранная госпожа" (2 Ин.) по-гречески "эклэкти, кирия".

Древние манускрипты  писались   унциалами,   т.е.   прописными буквами, и   "эклэкти"  можно  читать  не  как  прилагательное