Корпус посланий Апостола любви, страница 4

Восторг и  очарование  первых  дней  христианства,  ореол славы, сияния  апостольского  века,   до   некоторой   степени потускнели, пламя благочестия померкло, энтузиазм веры поостыл

(как сейчас).  Христианство   становится   чем-то   привычным, даже традиционным.   Люди   привыкают   к  нему,  а  некоторые становятся равнодушными,  безразличными.   Уже   тогда   стали исполняться слова Христа:  "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).

В таких обстоятельствах ереси были неизбежным следствием.

Есть особая опасность достигнутой внезапно высогты. Чем больше духовный успех   человека,   тем  большим  опасностям  тонкого обольщения он  подвергается.  Поэтому  отцы   призывают   идти средним, царским  путем.  Опасности  обольщения  не избежали и ассийские (ефесские)  христиане.  Появились  люди,   считавшие нормы христианства  скучным  бременем.  Хранение  нравственной чистоты, добродетель,  служение,  всепрощающая  любовь  -  для многих это оказалось непосильным трудом. Происходит  омирщение религии, ее формализация и коммерциализация.

В Иоанновых  посланиях нет указаний на гонения, в отличие от Петровых  посланий.  Поэтому  угроза   заключалась   не   в гонениях, а  в соблазне омирщения христианства.  Опасность эта была не внешняя,  она шла изнутри. О соблазне предупреждал еще

Христос: "Многие лжепророки восстанут и прельстят многих" (Мф.

24:11). На  эту  опасность  обращал  внимание   также   Павел, предупреждая ефесских  пресвитеров:  "Из  вас  самих восстанут люди, которые будут говорить превратно,  дабы увлечь  учеников за собою" (Деян. 20:29-30).

То же случилось и в конце I века. По словам Иоанна (2:19)

лжеучители "вышли  от  нас,  но не были наши.  Ибо если бы они были наши,  то остались бы с нами.  Но они вышли,  и  чрез  то открылось, что не все наши".

Эти лжеучители      хотели      придать      христианству интеллектуальный вид,   привести   христианское  вероучение  в соответствие с философией  и  современным  мышлением,  сделать христианство "интеллигентным"     -    понятным    для    ума, воспринимаемым умственно (intelligibilis - лат.).

Последовательный анализ 1-го послания

Глава 1 (1-4). Апостол кратко  излагает  главный  предмет своего благовестия - "о воплощенном Боге Слове".  "О том,  что было от начала,  что мы слышали,  что видели своими очами, что рассматривали и   что   осязали   руки   наши  (т.е.  о  самом достоверном), о слове жизни... возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с  нами  (апостолами);  а наше общение с Отцем и Сыном

Его Иисусом Христом".

1:5-10. Выясняются условия и законы,  на которых зиждется общение с Богом:  1) хождение во свете.  "Если мы говорим, что имеем общение  с  Богом,  а  ходим во тьме (т.е.  в нечестии и пороках), то мы лжем. 2) Общение друг с другом. "Если же ходим во свете (добродетелей), подобной как Он (всесвятой) во свете;

то мы имеем общение (любви) друг с другом",  так  как  один  у нас, долженствующий  всех  нас объединять,  источник спасения, это "кровь Иисуса  Христа,  которая  очищает  нас  от  всякаго греха". 3)  Исповедание  грехов.  "Если  открыто пред Богом мы исповедуем свои грехи,  то Он простит нам их,  будучи верен  и праведен". "Если   же   говорим,   что  мы  не  согрешили,  то представляем Бога  лживым  (как  бы  отвергая  все  учение  об искупительной жертве  Христа за грехи всех людей) и истины Его нет в нас".

Глава 2 (1-2). Для  христиан  возможна  безгрешность  при ходатае Иисусе Христе.  "Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира", т.е. не только за грехи людей живущих в настоящее время,  но и живших до  Его пришествия в мир, а равно и тех, которые будут жить до второго

Его пришествия.

2:3-8. Истинное  познание  Бога есть соблюдение слова Его

(т.е. Его заповедей) из любви к Нему.  Кто говорит:  я  познал