Корпус посланий Апостола любви, страница 10

Из этого логически следует,  что Богопознание осуществляется в любви к брату.  Умозрительный исихазм в  Иоанновом  богословии неотделим от деятельной практической любви.

Любовь есть  выражение  существа  Божия  (4:16),  поэтому любовь есть  предмет  веры  ("Бог  есть  любовь"),  восполняет недоступность Бога  (4:15-16),  и  самое  главное:  она   есть признак христианской  цивилизации.  С  понятием  любви связано

Иоанново определение веры  как  хождения  в  любви  (5:6-8)  и учение о Св. Троице.

Любовь совершенствует человека духовно,  уподобляет Богу.

Подобие Божие - совершенствование в любви. Отсюда страх Божий, по Иоанну, - это страх разочаровать, не оправдать Его любовь к нам. Силы любви,  по Иоанну,  составляют не только круг, как у

Аввы Дорофея (в центре - Бог,  а люди - точки  на  окружности;

приближаясь друг к другу в любви, люди приближаются по радиусу к Богу),  а  скорее  равнобедренный   треугольник,   вершинами которого являются Бог, ближний и каждый из нас. Равенство всех сторон в любви.  Кто с Богом,  тот и с ближним - это  аксиома.

Период изоляции, отчуждения уже пройден.

Для Иоанна Божественная любовь  -  не  идеальный  пример, достойный стремления к подражанию,  а повседневная напряженная реальность, если надо, то каждодневный подвиг, ежечасный Крест.

Есть, таким  образом,  один способ доказать,  что в нашем сердце пребывает  Бог  -  любить  всех.   По   прп.   Амвросию

Оптинскому, в Библии около 3 млн.  слов,  которые выражаются в восьми ("Жить для Бога в любви со всеми людьми")  или  даже  в пяти: "В Боге жить, всех любить".

Любовь - это  выражение  свободы  воли,  которой  наделил человека Бог. Любовь должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог,  в сознательном  акте  самоограничения,  наделил людей свободой воли.

3:23. Заповедь Бога в том, "чтобы мы веровали во имя Сына

Его Иисуса  Христа  и любили друг друга,  как Он заповедал нам

(т.е. Ин.  13:34 - "Заповедь новую даю  вам,  да  любите  друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите себе").

Заповедь: чтобы мы веровали во имя Сына  Божия  и  любили друг друга (буквально: веровали имени Сына Его).

Слово "имя" употреблено в библейском значении.  Имеется в виду не  просто  имя,  а  вся  природа  и  характер  человека, насколько они известны людям.  Пс.  124:8 - "Помощь наша -  во имя Господа,  сотворшаго небо и землю". Это значит, что помощь наша не в том,  что имя  Бога  -  Яхве,  Иегова  (как  твердят иеговисты). А это значит,  что наша помощь - в любви,  которая открыта нам как существо Бога  в  Его  Божественных  энергиях.

Таким образом,  верить во имя Христа - значит любить так,  как любит Христос,  точнее - хотя бы подражать этой любви.  Любить ближнего тою   же  самоотверженной,  жертвенной,  всепрощающей любовью, которою Христос возлюбил нас.

(Имясловцы опирались на этот стих.)

Христианская жизнь основана на любви,  т.е.  одновременно на правильной  вере  и  правильном  поведении.  Без  любви нет христианской нравственности  и  не  может  быть  христианского богословия. Вера  не  истинна,  если  не  проявляется  в делах любви; а дела любви  правильны  и  результативны,  лишь  когда основаны на вере.

Иоанново определение Бога:

1) Бог - это свет,  и нет в Нем никакой тьмы (1:5):  "Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя".

2) Бог - это любовь (4:8):  "Бог любы есть". (4:16): "Бог любы есть,  и пребываяй в любви к Бозе пребывает,  и Бог в нем пребывает".

На Иоанновом учении о любви основан тринитарный догмат  догмат о Святой Троице.  Любовь превращает три Лица Св. Троицы в Божественную   Единицу.   Любовь   позволяет   православному сознанию совместить два противоположных утверждения:  Бог Един и Бог Троичен.  Это - тайна,  которая  раскрывается  в  любви.

Любовь к  Богу  узнается через любовь к ближнему.  И наоборот:

любовь к ближнему проявляется через любовь к Богу.