Корпус посланий Апостола любви, страница 9

Более того,  человек обязан грешить телом,  чтобы познать  как самое хорошее,    так   и   самое   дурное,   чтобы   получить универсальный гносис.  Посредством тела человек должен познать и глубины ада, чтобы и здесь получить знания для спасения.

Бог, по   мнению   псевдогностиков,   это    не    только ослепительный свет,  но  также  и  непроглядная тьма.  Человек должен постичь и то и другое.

3) Разделение  на  живущих  духом - пневматиков и живущих плотью - психиков.

Гностики считали  исключительно духовными,  пневматиками, стряхнувшими с себя все материальное и освободившими свой  дух от уз материи.  Они настолько духовны,  что стоят выше греха и достигли духовного совершенства.

1:8 -  "Если  говорим,  что  не  имеем греха - обманываем самих себя, и истины нет в нас".

*  *   *

Как достичь спасения?

Гностики стремились    освободить    дух    из    темницы человеческого тела  посредством   сложного,   понятного   лишь посвященным знания   теософии  и  философии.  Большинству  эти знания были недоступны.

В глазах гностиков люди делились на два класса:

а) способных жить подлинно духовной жизнью,  пневматиков, действительно близких Богу;

б) не способных подняться выше  плотских  потребностей  и постичь то, что стоит выше животной жизни - психиков.

Таким образом,   гностики   образовали   некую   духовную аристократию, смотрящую с презрением на простых смертных.  Так разрушалась христианская община.

Гностики утверждали, что они рождены от Бога, пребывают в

Боге, знают Бога,  ходят во свете и совершенно безгрешны. Они, собственно, не  ставили  целью  разрушение Церкви и веры.  Они даже намеревались очистить  Церковь  от  всего  прогнившего  и сделать христианство  выдающейся  интеллектуальной философией, которую можно  поставить   рядом   с   великими   философскими учениями. Но  их учение отрицало воплощение Христа,  разрушало христианскую этику и раскалывало церковную общину.

Гностическая угроза  внутри христианства представляла для

Церкви гораздо большую опасность,  чем гонения язычников.  Ибо угроза нависла  над  существованием  самой  христианской веры.

Поэтому Иоанн с таким упорством настаивает на любви к  братьям как критерии истинного знания.

2:9 - "Кто говорит,  что он во свете,  а ненавидит  брата своего, тот еще во тьме". Доказательством того, что мы перешли из тьмы в свет, из смерти к жизни, является любовь к ближнему.

3:14 - "...не любящий брата пребывает в смерти".

3:15 -  и  самое  страшное:  "Всякий,  ненавидящий  брата своего, есть человекоубийца".

4:8 - "кто не любит,  тот не познал Бога,  потому что Бог есть любовь" (слав.: "Бог любы есть").

Кто утверждает, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец  (4:20):  "Аще  кто  речет,  яко люблю Бога,  а брата своего ненавидит, ложь есть".

Убийственное начало   вынашивается  в  сердце  иногда  всю жизнь, проявляясь в скрытом гневе,  в злобном равнодушии,  что иногда на   самом   деле  доводит  до  смерти  ближнего,  хотя юридически к этой смерти человек и не причастен.

Когда мы  любим,  мы обретаем покой совести и мир с Богом

(3:19): "...успокаиваем пред Богом сердца наши".

Суд совести Иоанн сравнивает с судом Божиим (3:20): "Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог".

Смысл религии - во взаимной жертвенной любви.

3:16 - "Любовь познали мы в том, что (Христос) положил за на душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев".

Любовь обеспечивает действенность нашей молитвы.

3:22 - "Чего ни попросим,  получим от (Бога),  потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред  Ним",  т.е.

любим ближнего.  Отсюда:  Церковь есть союз любви,  причастный любви Божественной.

Познание Бога  осуществляется  в  любви (4:7-10).  Начало любви есть любовь  Божия  к  нам,  выразившаяся  в  жертвенном служении Сына.  Любовь  к  Богу  неизбежно связана с любовью к брату, а на любви к брату апостол полагает  главное  ударение.