Более того, человек обязан грешить телом, чтобы познать как самое хорошее, так и самое дурное, чтобы получить универсальный гносис. Посредством тела человек должен познать и глубины ада, чтобы и здесь получить знания для спасения.
Бог, по мнению псевдогностиков, это не только ослепительный свет, но также и непроглядная тьма. Человек должен постичь и то и другое.
3) Разделение на живущих духом - пневматиков и живущих плотью - психиков.
Гностики считали исключительно духовными, пневматиками, стряхнувшими с себя все материальное и освободившими свой дух от уз материи. Они настолько духовны, что стоят выше греха и достигли духовного совершенства.
1:8 - "Если говорим, что не имеем греха - обманываем самих себя, и истины нет в нас".
* * *
Как достичь спасения?
Гностики стремились освободить дух из темницы человеческого тела посредством сложного, понятного лишь посвященным знания теософии и философии. Большинству эти знания были недоступны.
В глазах гностиков люди делились на два класса:
а) способных жить подлинно духовной жизнью, пневматиков, действительно близких Богу;
б) не способных подняться выше плотских потребностей и постичь то, что стоит выше животной жизни - психиков.
Таким образом, гностики образовали некую духовную аристократию, смотрящую с презрением на простых смертных. Так разрушалась христианская община.
Гностики утверждали, что они рождены от Бога, пребывают в
Боге, знают Бога, ходят во свете и совершенно безгрешны. Они, собственно, не ставили целью разрушение Церкви и веры. Они даже намеревались очистить Церковь от всего прогнившего и сделать христианство выдающейся интеллектуальной философией, которую можно поставить рядом с великими философскими учениями. Но их учение отрицало воплощение Христа, разрушало христианскую этику и раскалывало церковную общину.
Гностическая угроза внутри христианства представляла для
Церкви гораздо большую опасность, чем гонения язычников. Ибо угроза нависла над существованием самой христианской веры.
Поэтому Иоанн с таким упорством настаивает на любви к братьям как критерии истинного знания.
2:9 - "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме". Доказательством того, что мы перешли из тьмы в свет, из смерти к жизни, является любовь к ближнему.
3:14 - "...не любящий брата пребывает в смерти".
3:15 - и самое страшное: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца".
4:8 - "кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (слав.: "Бог любы есть").
Кто утверждает, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (4:20): "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть".
Убийственное начало вынашивается в сердце иногда всю жизнь, проявляясь в скрытом гневе, в злобном равнодушии, что иногда на самом деле доводит до смерти ближнего, хотя юридически к этой смерти человек и не причастен.
Когда мы любим, мы обретаем покой совести и мир с Богом
(3:19): "...успокаиваем пред Богом сердца наши".
Суд совести Иоанн сравнивает с судом Божиим (3:20): "Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог".
Смысл религии - во взаимной жертвенной любви.
3:16 - "Любовь познали мы в том, что (Христос) положил за на душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев".
Любовь обеспечивает действенность нашей молитвы.
3:22 - "Чего ни попросим, получим от (Бога), потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним", т.е.
любим ближнего. Отсюда: Церковь есть союз любви, причастный любви Божественной.
Познание Бога осуществляется в любви (4:7-10). Начало любви есть любовь Божия к нам, выразившаяся в жертвенном служении Сына. Любовь к Богу неизбежно связана с любовью к брату, а на любви к брату апостол полагает главное ударение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.