Корпус посланий Апостола любви, страница 8

Цель жизни - освободить дух,  заключенный в смертоносном теле.

А это   можно   сделать   только   обладая  особыми  знаниями, доступными только посвященным.

Если материя порочна, то воплощение Бога невозможно.

В своей "Исповеди" блж.  Августин пишет,  что  находил  у языческих авторов все,  что говорит людям христианство,  кроме одного: "Слово стало плотию и обитало с нами" (Ин. 1:4).

Лжепророки, современные   Иоанну,   отрицали   реальность воплощения и реальность  человеческого  тела  Христа.  Поэтому

"всякий дух,  который исповедует Иисуса Христа,  пришедшего во плоти, есть от Бога,  а  всякий  дух,  который  не  исповедует

Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога (4:2-3).

Отказ от признания  реальности  воплощения  проявлялся  в двух формах:

1) Радикальный вариант - докетизм, иллюзионизм ("докэо" "казаться"). Людям  лишь  казалось,  что  у  Христа было тело.

Иисус Христос был дух, фантом, обладавший кажущимся иллюзорным телом, которое не оставляло даже следов на земле.

2) Более тонкий  вариант,  связанный  с  именем  Керинфа, который различал Иисуса - человека и Божественного Христа.

Только после крещения в Иордане  Иисус  обретает  Христа, сошедшего к нему с неба, и он, познав таким образом Бога Отца, получает дар чудотворений.  Христос оставил Иисуса на Голгофе.

Страдание, смерть   и   воскресение   Иисус   перенес  не  как

Богочеловек, а как обыкновенный смертный.

По Керинфу,  Иисус был простым смертным,  рожденным как и все, но жившим в послушании Богу и поэтому при его крещении на

Иордане Божественный  Христос  сошел  на  него  в виде голубя, сообщив ему Божественную силу и просвещение. Будучи просвещен,

Иисус сообщил людям весть о Боге Отце,  о Котором они до этого ничего не знали. На Голгофе Божественный Христос вновь покинул

Иисуса, так что Христос вообще не страдал,  а страдал,  умер и воскрес Иисус-человек (некоторые гностики даже утверждали, что распят был не Иисус, а Симон Киринейский).

И вот Иоанн пишет о  Иисусе:  "Сей  есть  Иисус  Христос, пришедший водою и кровию и Дузом,  не водою только, но водою и кровию" (5:6).  Иоанн говорит о пришествии  Иисуса  Христа  не только водою,  т.е.  через крещение,  но и кровию,  т.е.  черз

Крест, т.к.  гностики,  признававшие крещение Иисуса, отрицали

Голгофу, считая,     что    Божественный    Христос    покинул

Иисуса-человека еще до Паспятия.

По Керинфу, Божественный Христос тождествен Святому Духу.

Иоанн отвергает смешение Христа и Святого Духа.

5:6 -  "...и  Дух  свидетельствует о Нем,  потому что Дух есть истина".  Святой Дух  есть  свидетель  о  Христе  и,  как таковой, не допускает отожествления со Христом.

Керинф положил начало разделению Божественного  Христа  и человека Иисуса,  отрицанию Боговоплощения.  Позднее появилась масса сект.  Несториане (осужденные на III Вселенском соборе в

Ефесе в   431   г.)  отрицали  вечный  и  неизменный  характер соединения во Христе Божественного и человеческого естества. В

[19 веке   возник   религиозный  рационализм,  который  в позднейшие времена проявился,  например, у Л.Толстого, который отбрасывал  евангельские  чудеса,  признавая  во Христе только значение учителя,  отвергая Его голгофские страдания.  Человек грешит,  р.к. не научен должным образом, не знает истины. Если человек знает истину, то знание освободит его от греховности в этом наивная недооценка сил зла].

Отрицательное отношение псевдогностиков к материи и плоти как злому началу выливалось в три формы:

1) Жесточайший аскетизм,  пост,  безбрачие, проистекающие не из любви к Богу, а из гнушения материей и плотью.

2) Противоположное  отношение:  тело  вообще   не   имеет никакого значения  и  поэтому  можно неограниченно утолять все желания и прихоти.  Коль скоро  тело  -  сосуд  зла  и  должно погибнуть, то все равно,  как человек относится к своей плоти.