Корпус посланий Апостола любви, страница 14

2) Христос - Господь (Флп. 2:11)

3) Христос - Мессия (1 Ин. 2:22.

Отрицать это - значит быть безбожником.

2:23 - "Всякий,  отвергающий Сына,  не имеет  и  Отца,  а исповедующий Сына имеет и Отца".

*   *   *

2:27 - "Помазание, которое вы получили от (Христа), в вас пребывает и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас..."

Помазание было известно и гностикам в греческом мире. Это было одним    из    элементов    инициации,     введения     в религию-мистерию. В  помазании  человек  обретал особое знание

Бога. Гностики считали себя истинными христианами, помазанными

"у третьих  врат",  т.е.  в  алтаре,  и помазанными молчаливым помазанием, т.е. вместе с передачей тайных знаний.

Но помазание  -  сошествие  на  христианина  Св.  Духа  в

Крещении. Во времена Тертуллиана (2-3 вв.) при Крещении вместо епископского благословения стали помазывать священным миром.

При Крещении Христос был помазан Св. Духом (Деян. 10:38):

"Бог Духом  Святым  и силою помазал Иисуса...,  потому что Бог был с Ним" (речь ап. Петра сотнику Корнилию).

Стихи 24 и 27 главы 2-й 1 Ин почти одинаковы.

2:24 - "Что вы слышали от начала, то и пребывает в вас".

2:27 -  "Помазание,  которое  вы получили от Него,  в вас пребывает".

Таким образом,   "услышанное   от  начала"  соответствует

"помазанию".

Помазание -  это  наставление  в  христианской  вере  при вступлении в Церковь, оглашение катихуменов.

Учение Иоанна о молитве

5:14-15- "И вот   какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим  чего  по  воле Его,  Он слушает нас.  А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем,  чего  бы  мы  ни  просили, знаем ито, что получим просимое от Него".

В основе молитвы - вера,  что Бог слышит нас.  Для  слова

"дерзновение" Иоанн  употребляет  очень  интересный  греческий термин -   "парасия"   (букв.:   "свобода   слова",   как    в демократических Афинах); позже получило значение "доверия".

Таким образом,  в общении с Богом,  в  молитве  нам  дана полнейшая свобода  слова.  Бог готов услышать любой наш лепет.

Бог скорее готов слушать нас, чем мы готовы молиться.

В молитве, по Иоанну, человек просит дать ему знание воли

Божией и силы для ее исполнения.  В молитве просят Бога  не  о том, чего нам хочется,  а о том,  чего хочет Бог. В молитве не столько обращаются к Богу, сколько прислушиваются к Нему.

Грехи смертные и не смертные

5:16-17 - "Если кто видитбрата своего согрешающего грехом не к смерти,  то пусть молится,  и Бог даст ему жизнь...  Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился".

В 1 веке было распространено представление,  что Крещение очищает от всех прежних грехов, но за грехи, совершенные после

Крещения, прощения  не  будет.  Поэтому  крестились  буквально накануне смерти (как равноап.  Константин). При этом ссылались на Павла (Евр.  6:4-6):  "Невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного,  и соделавшихся  причастниками  Духа

Святаго, и  вкусивших  благого  глагола  Божия  и сил будущего века, и   отпадших,   опять   обновлять   покаянием"   (смысл:

невозможно обновить  покаянием  того,  кто потерял способность раскаиваться.

Позднее в   Церкви  получила  распространение  идея,  что отступничество,  отказ от Христа в гонениях -  непростительный грех к смерти. Те, кто из страха или под пытками отказались от своей веры,  не получат прощения.  Их  отлучали  от  Церкви  и причастия до конца жизни, до кануна смерти. Ссылались при этом на Мф. 10:33 - "Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и  Я  пред  Отцем  Моим  Небесным".  Но известно также об ужасном отречении Петра, который покаянием получил прощение.

По Иоанну  (1  Ин.  4:3)  грех  к смерти - отрицать,  что

Христос действительно пришел во  плоти,  ибо  такое  отрицание исходит от антихриста.