Корпус посланий Апостола любви, страница 3

"избранная", а  как  собственно  греческое  имя  Эклекта.  Так именно полагал   св.   Климент  Александрийский,  считая,  что

Иоанновы послания были написаны некоей госпоже в  Вавилоне  по имени Эклекта и ее детям. Но есть одна проблема.

2 Ин.  заканчивается  словами:  "Приветствуют  тебя  дети сестры твоей избранной" (ст.  13). В греч. "избранной" - опять

"эклэкти". И если Эклекта в 1-м послании - имя собственное, то в конце  2-го послания это имя относится к сестре Эклекты.  Но невозможно, чтобы сестры носили одно и то же имя.

По блж.  Иерониму, "избранная госпожа" - это Церковь, что восходит к идее о Церкви как о невесте Христовой.

Стиль Иоанна

Н.Н.Глубоковский сравнивал синоптиков  с  быстро  текущей рекой, а Иоанна Богослова - с морем, которое мерно колышется в своих берегах.

Глубочайшее догматическое   содержание  дается  в  особом ритме, который  выражается   в   однообразии   синтаксического построения -   сказуемое   по   большей   части   стоит  перед подлежащим. Иоанн  избегает  сложных   периодов,   употребляет многочисленные повторения.    Мысли   Иоанна   дают   как   бы моментальный срез - нечто постоянно существующее или неизменно повторяющееся. Отдельные  мысли  (на  протяжении  значительных отрывков) связаны   друг   с   другом,   как   звенья    одной нерасторжимой цепи.

Иоанн видит вещи в контрастном черно-белом освещении, для него нет теней.  С одной стороны, для него существует человек, знающи Бога и способный слышать истину,  а с другой -  человек от мира, не способный слышать правду.

По мнению прот. Димитрия Богдашевского, Иоанновы послания

- диатриба, т.е. речь, проповедь, в которой христианские мысли в тезисах и антитезисах как бы нанизаны одна на другую.

Знамения соборного послания Иоаннова перваго

(по Апостоликону)

1) Евангельское  богословие  о  Христе  (имеется  в  виду четвертое Евангелие)

2) о любви, без неяже несть спасения

3) учение о благодати, комуждо по возрасту.

И Евангелие,   и   1-е   послание  Иоанн  написал  спосле возвращения из ссылки с о-ва Патмос в царствование  Домициана.

97-99 гг. могут считаться датой происхождения послания.

Свои последние годы Иоанн провел в  Ефесе,  поэтому  Ефес может считаться местом написания.

Литература:

1. Феодор Яковлев,  "Очерк  жизни  и  учения  Ап.  Иоанна

Богослова". М., 1860.

2. Прот.  Алекс.  Полотнев,  "Соборные послания  Апостола любви". М., 1875.

3. Еп. МИхаил Лузин, "Толковый Апостол", ч. 2. Киев, 1905.

4. Прот. Димитрий Богдашевский, "Лжеучители, обличаемые в послания Ап. Иоанна". Киев, 1890.

5. Ник.  Сагарда,  "Первое  соборное послание Ап.  Иоанна

Богослова". Полтава, 1903.

6. Алексей Глаголев - в Толков. Библии (3 т.) Лопухина.

1 Ин. представляет собой катэны (от "катэхо" - "держать")

- цепь тезисов,  отрывков или афоризмов,  согласованных друг с другом. Поэтому  разделить эту цепь на составные части трудно.

В древности 1 Ин.  учили  наизусть,  как  Часослов,  Псалтирь, букварь, т.к. пересказать его невозможно.

Нравственная цель послания

Она очень проста:

1) чтобы мы не грешили (2:1) - "Чадца моя,  сия пишу вам, да не согрешаете".

2) чтобы радость наша была совершенна,  полнокровна (1:4)

- "сия пишу вам, да радость ваша будет исполнена".

В 1:3 формулируется призыв к Богообщению,  к Божественной кинонии.  Условия  Богообщения  -  хождение  в свете,  которое противополагается греху (1:4-7).

1:3 -  "Чтобы  вы имели общение (с Богом)...".  Общение кинония.

Догматическая цель  послания  -  та  же,  что и цель 4-го

Евангелия: утвердить Богочеловечество Христа.

По мнению  одних экзегетов,  1 Ин.  написано незадолго до

40го Евангелия, по мнению других - несколько позже.

1 Ин.  написано  где-то  на  рубеже  1 и 2 веков.  К тому времени большинство   христиан   было   уже   христианами   во втором-третьем поколении,  т.е.  детьми  и даже внуками первых христиан.