Бога, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась, т.е. в нем видна спасительная любовь как плод живого познания о Боге.
Заповедь о любви апостол называет древней, т.е. известной еще в Ветхом Завете (Лев. 19).
2:9-11. Истинный христианин есть тот, кто любит своего брата, а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме неведения, ибо основное начало христианской жизни составляет любовь.
2:12- "Пишу вам, дети, потому что прощены нам грехи ради имени Его". Как на естественное побуждение детям беречься от грехов, апостол указывает на их чистоту и прощенность.
2:13- "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущаго от начала". Отцев, т.е. возросших и усовершившихся в христианском знании настолько, чтобы учить детей, апостол побуждает совершенством знания тайны спасения. "Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукаваго". Юношеский возраст есть не только возраст сил и свежести, но и всякого рода увлечений, чем особенно пользуется лукавый. "Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца". Самое естественное и простое для отроков правило - брать пример с отца и походит на него.
2:15-17. Упрочить за собой христианские преимущества можно отвращением от мира, в котором царствует тройственная похоть. "Ибо все, что в мире, похоть плоти (чувственные удовольствия), похоть очей (стяжание благ земных), гордость житейская (стремление к почестям и преимуществам). "Но мир проходит и похоть его", т.е. мирские удовольствия скоротечны и призрачны и уже поэтому только должно избегать их.
2:18-19- "Дети! последнее время (т.е. похожее на последнее антихристово время по умножившимся беззакониям людей). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов (т.е. лжеучителей, отвергающих
Божественность Христа), то мы и познаём из того, что последнее время (по нехристианскому настроению умов). Они вышли от нас, но не были наши (т.е. не были в числе спасаемых)". Этим апостол внушает особенную осторожность по отношению к тем, кто таится в самых недрах Церкви, лицемерно прикрываясь христианским именем.
2:20. На нас излита обильно благодать Божия в таинстве
Миропомазания, как изливалась она в древности на царей, священников и пророков, и вы под осенением живущей в вас благодати можете уразуметь и оценить по достоинству все, что будут предлагать вам лжеучители под видом истины.
2:22. Догмат о Божественном лице Христа апостол выставляет пробным камнем для оценки по достоинству религиозных убеждений в людях. Тот, кто отвергает догмат христианства о Божественности Иисуса Христа, как выражается апостол, есть "антихрист, отвергающий Сына и Отца".
2:23 - "Всякий, отвергающий Сына, не имеет Отца", с одной стороны потому, что только чрез Сына Божия мы можем истинно познавать, почитать и любить Бога Отца; а с другой - потому, что право называть Бога своим Отцом нам приобрел вочеловечившийся Сын Божий.
Глава 3. О нашем сыновстве пред Богом.
1:2. Апостол сначала предлагает просто вдуматься: "какую любовь дал нам Отец (Небесный), давши право называться детьми
Божиими", т.е. вспомнить об искупительной заслуге Христа.
Затем объясняет, почему мир не хочет признать в христианах детей Божиих, а напротив, даже преследует их. Мир (греховный)
не признает усыновленных потому, что не познал их усыновившего, не уверовал во Христа. "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется (т.е. при втором пришествии Христа), будем подобны Ему", т.е. тогда святые будут ощущать близость к себе
Всесвятейшего, увидят Его лицом к лицу.
3:3 - "И всякий, имеющий сию надежду на Него (т.е.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.