(19) Они вышли от нас, но не были наши...
Личная эсхатология
3:14 - "Не любящий брата пребывает в смерти".
3:15 - "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца".
3:16 - "О сем познахом любовь, яко (Христос) по нас душу
Свою положи, и мы должны есмы по братии души полагати".
3:18 - "Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною".
Быть праведным - значит любить братьев. Тот, кто не любит, подобен потенциальному убийце. Если ветхозаветный
Декалог запрещает убийство, то новый закон объявляет таким же серьезным грехом оскудение и отсутствие любви, так как это ведет к гневу, злобе, презрению и другим качествам братоубийцы
Каина.
3:13 - "Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас".
3:12. За что Каин убил брата своего? "За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны".
Злой человек инстинктивно ненавидит праведника.
Праведность всегда вызывает ненависть мирских людей. Праведник
- ходячий упрек для порочного человека, даже если он не говорит ни слова. Сама жизнь праведника выносит молчаливый приговор грешнику. Как это ни странно, но именно в праведнике, как в зеркале, грешник видит свои грехи, о которых он и думать перестал. И отсюда - ненависть.
В книге Премудрости Соломона: "Праведник - обличение помыслов грешника. Тяжело грешнику даже смотреть на праведного. Отсюда вывод: любыми средствами избавиться от праведника, один вид которого вызывает ненависть у грешных.
Мир видит в христианстве свое осуждение (молчаливое или словесное), он видит, каким он стал и чем он должен был бы стать. Поэтому мир стремится уничтожить тех, кто напоминает ему об утерянных добродетелях, об образе и подобии Божием, вообще о Боге.
Иоанн проводит различие между антихристом в конце истории и многими антихристами в разные времена. Антихристы вышли от нас, но не наши, т.е. это отступники от христианской веры (не внешние враги христианства).
Иоанн различает антихриста, который придет перед
Парусией, и антихристов, т.е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах (Симон Волхв, Керинф, николаиты, докеты и т.п.). Все они - носители духа антихриста, который придет в последнее время (4:3). Термин "антихрист" встречается только в
Иоанновых посланиях (1 Ин. 2:17-19, 2 Ин. 7).
В 1 Ин. слово "антихрист" употребляется дважды. В первый раз, в единственном числе, оно имеет значение имени собственного. Во второй раз, во множественном числе, оно относится к современникам Иоанна, псевдогностикам, выражающим дух антихриста.
Знамения Иоанновы эпистолии вторыя
1) Яко не подобает в дом еретика приимати.
Знамения Иоанновы эпистолии третии
1) О страннолюбии братии Христа ради.
Все послание читается в Сырный понедельник.
2-е и 3-е послания Иоанна
Это очень короткие послания. Размеры каждого из них почти точно соответствует размерам стандартного свитка папируса
(25 х 20 см).
Оба послания написал "Старец".
2-е послание начинается словами: "Старец - избранной госпоже и детям ее, которых (он) любит воистинну..." (2:1).
3-е послание начинается словами: "Старец - возлюбленному
Гаию..."
Старец - прэсвитэрос, что означало "старейшина", но здесь не в смысле положения в Церкви, а с учетом возраста и особого расположения. Иоанн как старейшина - тот, кто учит истине, последнее связующее звено с Господом, последний живой апостол и одновременно - епископ Ефеса (и в этом смысле тоже старейшина).
2 и 3 Ин., в отличие от 1-го послания, являются настоящимиписьмами, напоминающими Павлово Послание к Филимону.
Если Филимону - залоговое письмо, расписка, оформляющая добровольное обязательство Павла уплатить долги Онисима
(хирографон), то 3 Ин. - рекомендательное письмо Димитрию, руководителю странствующих пророков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.