Корпус посланий Апостола любви, страница 16

(19) Они вышли от нас, но не были наши...

Личная эсхатология

3:14 - "Не любящий брата пребывает в смерти".

3:15 -   "Всякий,  ненавидящий    брата    своего,   есть человекоубийца".

3:16 - "О сем познахом любовь,  яко (Христос) по нас душу

Свою положи, и мы должны есмы по братии души полагати".

3:18 - "Чадца моя,  не любим словом ниже языком, но делом и истиною".

Быть праведным -  значит  любить  братьев.  Тот,  кто  не любит, подобен   потенциальному   убийце.  Если  ветхозаветный

Декалог запрещает убийство,  то новый закон объявляет таким же серьезным грехом  оскудение  и  отсутствие любви,  так как это ведет к гневу, злобе, презрению и другим качествам братоубийцы

Каина.

3:13 - "Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас".

3:12. За что Каин убил брата своего? "За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны".

Злой человек     инстинктивно    ненавидит    праведника.

Праведность всегда вызывает ненависть мирских людей. Праведник

- ходячий  упрек  для  порочного  человека,  даже  если  он не говорит ни слова.  Сама жизнь  праведника  выносит  молчаливый приговор грешнику. Как это ни странно, но именно в праведнике, как в зеркале, грешник видит свои грехи, о которых он и думать перестал. И отсюда - ненависть.

В книге  Премудрости  Соломона:  "Праведник  -  обличение помыслов грешника.    Тяжело   грешнику   даже   смотреть   на праведного. Отсюда  вывод:  любыми  средствами  избавиться  от праведника, один вид которого вызывает ненависть у грешных.

Мир видит в христианстве свое осуждение  (молчаливое  или словесное), он  видит,  каким  он  стал и чем он должен был бы стать. Поэтому мир стремится уничтожить  тех,  кто  напоминает ему об  утерянных  добродетелях,  об  образе и подобии Божием, вообще о Боге.

Иоанн проводит различие между антихристом в конце истории и многими антихристами в разные времена.  Антихристы вышли  от нас, но не наши,  т.е. это отступники от христианской веры (не внешние враги христианства).

Иоанн различает    антихриста,   который   придет   перед

Парусией, и антихристов, т.е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах (Симон Волхв,  Керинф,  николаиты,  докеты и т.п.). Все они - носители духа антихриста,  который  придет  в последнее время (4:3). Термин "антихрист" встречается только в

Иоанновых посланиях (1 Ин. 2:17-19, 2 Ин. 7).

В 1 Ин.  слово "антихрист" употребляется дважды. В первый раз, в  единственном   числе,   оно   имеет   значение   имени собственного. Во  второй  раз,  во  множественном  числе,  оно относится к современникам Иоанна,  псевдогностикам, выражающим дух антихриста.

Знамения Иоанновы эпистолии вторыя

1) Яко не подобает в дом еретика приимати.

Знамения Иоанновы эпистолии третии

1) О страннолюбии братии Христа ради.

Все послание читается в Сырный понедельник.

2-е и 3-е послания Иоанна

Это очень короткие послания. Размеры каждого из них почти точно соответствует  размерам  стандартного  свитка   папируса

(25 х 20 см).

Оба послания написал "Старец".

2-е послание  начинается  словами:  "Старец  -  избранной госпоже и детям ее, которых (он) любит воистинну..." (2:1).

3-е послание  начинается словами: "Старец - возлюбленному

Гаию..."

Старец - прэсвитэрос, что означало "старейшина", но здесь не в смысле положения в Церкви,  а с учетом возраста и особого расположения. Иоанн  как  старейшина  - тот,  кто учит истине, последнее связующее звено с Господом,  последний живой апостол и одновременно   -   епископ  Ефеса  (и  в  этом  смысле  тоже старейшина).

2 и   3   Ин.,  в  отличие  от  1-го  послания,  являются настоящимиписьмами, напоминающими Павлово Послание к Филимону.

Если Филимону   -   залоговое  письмо,  расписка,  оформляющая добровольное обязательство  Павла   уплатить   долги   Онисима

(хирографон), то  3  Ин.  -  рекомендательное письмо Димитрию, руководителю странствующих пророков.