Корпус посланий Апостола любви, страница 15

Грех к смерти - грех,  который  идет  к  смерти,  который кончается смертью, если человек погряз в нем добровольно. Весь ужас заключается не в самом грехе,  а в том,  к чему он ведет, если человек совершает его добровольно и даже с охотой.

Две категории грешников:

1) Есть  люди,   которые   грешат   против   своей   воли

(охваченные страстями    и   желаниями).   Грех   может   быть результатом не  свободного  выбора,  а  принуждения,  которому трудно или   невозможно   противостоять   (ап.   Петр,  трижды отрекшийся от Христа).

2) Есть люди,  которые грешат сознательно, преднамеренно, произвольно, хотя и понимают,  что  это  -  грех.  Грешат  без страха и сомнения, без угрызений совести или огорчения. Именно такой грех ведет к смерти.  Пока человек  в  сердце  своем  не любит грех и ненавидит себя,  когда грешит,  пока он осознает, что грешит,  он еще не потерял возможность  покаяния.  5:17  "Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти".

5:14-17. Иоанн призывает к молитве о  брате,  согрешающем грехом не  к  смерти.  При этом определения "греха к смерти" у

Иоанна нет.  И ничто в его словах не дает основания относить к этой категории те или иные конкретные грехи.

Некоторые экзегеты  считают,  что   "смертный   грех"   отступничество.

Но всякий  грех  может  быть  смертным,  если  он  вызван сознательным противоположением    воли    человеческой    воле

Божией.

Интересно, что  в словах Иоанна,  призывающих к молитве о брате, согрешающем грехом не к сменрти, нет прямого запрещения молиться о людях, повинных в смертных грехах.

5:16. "Грех к смерти", подобный упомянутой в Евангелии от

Матфея хуле   на   Духа   Святаго  (12:31-32)  -  решительное, сознательное и намеренное отпадение от веры,  особенно от веры в Боговоплощение.

Ненависть к брату Иоанн прямо называет  человекоубийством

(3:15): "Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть".

Ап. Иоанн не запрещает молиться о согрешающих  к  смерти, но во   2-м  послании  запрещает  совместно  молиться,  вообще общаться с отступниками, с еретиками, "не исповедующими Иисуса

Христа, пришедшего  во  плоти"  Такие люди есть обольстители и антихристы" (2 Ин.  7).  Таких людей нельзя принимать в дом  и даже приветствовать, т.к. "приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 11).

5:18 -  "Мы  знаем,  что  всякий,  рожденный от Бога,  не грешит"..., хранит себя и  лукавый  не  прикасается  к  нему".

Христианин освобожден  от власти греха.  Это не означает,  что христианин никогда  не  грешит,  но  он  больше  не   является беспомощным рабом греха.

5:18 -  "...всякий  рожденный  от  Бога  хранит  себя"  другими словами, Христос хранит его.

3:9 - "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя  Его пребывает в нем;  и он не может грешить,  потому что рожден от Бога". По объяснению Иоанна Златоустого, "всякий раз, когда мы грешим,  мы рождаемся от диавола,  а всякий раз, когда совершаем добродетель,  рождаемся от Бога,  так как семя

Его пребывает в нас".  Семенем Иоанн Златоустый называет Духа,

Которого мы получаем в Крещении.

4:8 - "Кто не любит,  тот не познал Бога,  потому что Бог есть любовь".

Св. Григорий  Богослов говорит (слово 23-е):  "Если у нас спросят: чему мы поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь. Ибо

Бог наш любовь есть, и наименование это благоугоднее Богу паче всякого имени".

Эсхатология

Пять стихов  главы  2  (15-19) предостерегают против мира без Бога. В мире, противополагаемом Богу, господствует троякая похоть: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (2:16).

2:15-19 - (15) "Не любите мира,  ни того, что в мире; кто любит мир,  в том нет любви Отчей.  (16) Ибо все, что в мире похоть плоти,  похоть очей и гордость житейская...  (17) И мир проходит, и похоть его... (18) Дети! последнее время. И как вы слышали, что   придет  антихрист,  и  теперь  появилось  много антихристов, то мы и познаем из  того,  что  последнее  время.