Л Е К Ц И Я 10
Гимн любви
(15 качеств христианской любви)
В плане 1 Послания к Коринфянам гимн любви (глава
13) связан с учением о духовном - пневматике. Духовное - это предвосхищение грядущей полноты, лишь некоторое (отчасти)
преодоление тварной ограниченности земного человека.
Когда наступит полнота Царства Небесного "когда настанет совершенное, - как пишет Павел, - тогда то, что отчасти, прекратится" (13:10). Любви же никогда не будет конца: "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (13:8). Поэтому любовь выше всех духовных даров. Она выше и веры, и надежды: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше" (13:13). В Царстве Небесном реализуются вера и надежда, но любовь останется.
Если вместо слова "любовь" в главе 13:4-8 поставить
"Христос", то получится тот образ Иисуса Христа, который имел в виду ап. Павел. Поэтому описание любви (15 свойств)
христологично и христоцентрично (как славословие Божественной любви в Послании к Римлянам 8:38-39).
Милосердие
(1 Кор. 4:7)
"Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?"
В этом стихе блж. Августин видел все учение о милосердии.
В "Исповеди": "Стоит лишь подумать о том, что мы для Бога сделали и что Бог сделал для нас, и гордыне не останется места, а пребывает лишь покорная благодарность.
Была ли открыта тайна премудрости Божией коринфянам? На это Павел отвечает в гл. 3:4. Когда Павел пришел к ним впервые, коринфяне были младенцы в вере и, как младенцы, плотскими. Павел применяет к коринфянам в главе 3 два прилагательных от корня "саркс" ("плоть") - "саркины" (в 1
Кор. 3:1 - "Я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе") и "саркинос" (в 1 Кор.
3:3 - "Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?").
В прилагательном "саркинос" суффикс говорит о веществе плоти, из которого как бы сделан, обложен человек. По немощи плоти младенцу недоступна твердая пища, и Павел не мог открыть коринфянам глубочайших тайн веры во время второго путешествия.
Однако с течением времени положение не изменилось к лучшему.
Для характеристики коринфян во время третьего путешествия апостол применяет не "саркинос", а "саркикос", которое содержит момент оценки, порабощение духа плоти. Оно говорит о подчинении высшего начала духа низшему началу плоти.
В главе 12 ап. Павел говорит о месте дара языков в ряду других даров духовных. Все они имеют один источник в Св. Духе.
Глава 12:8-11 - "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом, иному дары исцеления тем же Духом... Все же сие производит один и тот же
Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".
Все эти духовные дары нужны, как нужны различные члены в составе одного тела. Обладатели духовных даров, харизматики, составляют Тело Христово, Его Церковь. Глава 12:27 - "И вы Тело Христово, а порознь - члены". Наличие в Церкви различных служений связано с обладанием различными духовными дарами.
Дары различны, но благодать Св. Духа одна и та же.
Павел рекомендует искать высших даров: "Ревнуйте же дарований больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший"
(12:31). Павел противополагает всем дарам путь превосходнейший. Этот превосходнейший путь есть путь любви
(глава 13).
1 Кор. 6:1-8
Павел обличает обычай язычников судиться в судах. В
Палестине дела обычно решали старейшины синагоги. Иудейский закон вообще запрещал иудеям обращаться с тяжбой в неиудейский суд. Такой поступок рассматривался как богохульство.
Обратное - у эллинов. Суды в Греции были одновременно одним из развлечений. В крупных греческих городах типа Коринфа было несколько судов. Был суд сорока, который передавал дело на рассмотрение общественного арбитража, а в качестве общественных арбитров выступали все горожане в возрасте старше
60 лет. Был суд присяжных, состоящий из 200 человек. Был суд
400 человек, который рассматривал иски на крупные суммы. Были присяжные суды, состоявшие из тысяч граждан (от 1 до 6 тысяч)
в возрасте от 30 лет. Горожане собирались утром у Акрополя, и жребий решал, кто будет сидеть в суде.
Греки были нацией не только мореплавателей, купцов, философов, жрецов, но и нацией юристов. Каждый гражданин проводил часть своего времени в суде, либо решая спор, либо в качестве слушателя. Естественно, некоторые неофиты ввели страсть к судебным разбирательствам в церковь, что поражало
Павла. Святые примут участие в суде народов. В Премудрости
Соломона (3:8): "Они будут судить племена и владычествовать над народами".
О поведении женщин на Богослужении (11:2-16)
Вопрос о поведении женщин есть, собственно, вопрос о том, должны ли женщины молиться с покрытой или непокрытой головой.
В тех доводах, которые ап. Павел предлагает для доказательства необходимости молиться женщинам с покрытой головой, кое-что не удержалось в жизни Православной Церкви
(напр., гл. 14:14): "Если муж растит волосы, то это бесчестье для него". (Стоглавый собор в 16 веке запрещал священникам стричься и бриться).
Как и все люди, апостолы были дети своего времени, и многое из того, что в Апостольский век казалось самоочевидным, ничего не говорило последующим христианским поколениям. В
вопросе о поведении женщин важно не то решение, которое Павел предлагает, и не те соображения, которые он приводит, а то принципиальное основание, на котором он строит. Это основание
- глава 11:3 - "Всякому мужу глава Христос есть, глава же жене
- муж". Павел говорит о иерархическом соотношении мужа и жены, возводимом через Христа к Богу. Утверждается царственное положение мужа как образа и славы Божией (11:7 - "Муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа"). Но эта иерархия не исключает равенства мужа и жены в их происхождении от Бога
(11:12 - "Как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от
Бога"). Смысл этой иерархии - единство мужа и жены в Боге
(11:11 - "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе").
О женском покрывале
(1 Кор. 11:10)
"Жена и должна иметь на голове своей 1знак 0власти 1над нею, для Ангелов". И сегодня женщины на Востоке, особенно в фундаменталистских исламских странах, носят чадру - длинное покрывало, закрывающее тело до пят, оставляющее открытыми только лоб и глаза. Во времена Павла покрывало было еще более закрытым.
Покрывало имело огромное значение: оно не столько выражало подчиненность женщины, сколько обеспечивало ей прочную защиту. В русском тексте: "Жена и должна иметь на голове своей 1знак над нею, 0для Ангелов". В славянском: "Должна есть жена власть имети на главе Аггел ради". Греч. буквально означает, что женщина должна иметь "свою власть на голове".
Покрывало было властью, честью и достоинством женщины. С
покрывалом на голове она всюду была в безопасности и глубоком уважении. Закон шариата строго запрещает даже взглянуть на женщину, одетую в чадру. Все другие люди не существуют для нее, как и она для них. Такая женщина стоит над толпой. А
женщину без покрывала всякий может оскорбить. Власть и достоинство женщины исчезают, если она сбрасывает покрывало. 1
Кор. 11:10 - покрывало носится для Ангелов. Быт. 6:1-2 Ангелы, сыны Божии, стали жертвою женских чар. "Когда люди стали умножаться, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал".
Глава 8. О характере христианской свободы (эта глава сходна с глава 14-15 Послания к Римлянам.
8:1-8 - по рассуждению одностороннему можно, по-видимому, без всякого стеснения есть мясо идоложертвенное, ибо ничтожны
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.