Апостол Павел о Ветхом и Новом Завете

Страницы работы

Фрагмент текста работы

стесненного сердца  я  писал  вам  со многими слезами,  не для того, чтобы огорчить вас,  но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке  имею  к  вам";  "Если я опечалил вас посланием,  не жалею... ибо вижу,  что послание  опечалило  вас,  впрочем  на время".

Такое описание совершенно не подходит к 1  Кор.,  которое отнюдь не   является   грозным   и  печальным.  Следовательно, остается принять одно из двух заключений:

1) либо строгое послание утеряно,

2) либо часть его сохранилась во 2 Кор.  в виде 10  -  13

глав.

Похоже на то,  что главы 10 - 13 представляют  собою  это строгое послание.

(На Западе   католические   и   протестантские   экзегеты пытаются   выделить   главы  10  -  13  как  остаток  строгого послания).

Таким образом,  после 1 Кор.  следовало бы читать сначала главы 10 - 13 2 Кор. (строгое письмо), а затем уже главы 1 - 9

1 Кор.

Однако различие тона можно объяснить и тем,  что в главах

10 -  13  Павел  преимущественно  имеет  в  виду своих врагов, которые еще продолжали разрушительную деятельность в Коринфе.

2 Кор.  1:21-22.  Утверждающий нас во Христе и помазавший нас есть Бог,  Который и запечатлел нас и  дал  залог  Духа  в сердца наши.

(В западной  схоластике  эти  стихи  обычно  относятся  к установлению Таинства миропомазания (или конфирмации,  как оно называется на Западе).  Когда число верующих стало умножаться, апостолы не  могли  уже  лично  сообщать  дары Св.  Духа через рукоположение и  ввели  помазание  миром,   которое   передали пастырям. Миропомазание   дает   залог  Духа  для  внутреннего укрепления человека в истине и благочествии).

Когда Павел   говорит   о  законе  Духа,  он  употребляет греческое слово "аравон",  означающее первый  денежный  взнос, гарантирующий уплату   договорной  суммы  (слово  из  римского законодательства). Это аванс,  задаток, уплачиваемый при найме на работу   или  при  покупке  собственности  и  гарантирующий соблюдение договора.

Когда Павел говорит о Св.  Духе как о залоге,  данном нам

Богом, он имеет в виду, что земная жизнь после крещения, после вхождения в Царство Божие,  представляет лишь начальную стадию жизни в Духе,  а вся полнота этой жизни  даруется  в  процессе постоянного духовного  совершенствования  и  в  конечном счете наследуется вместе с победным венцом.  Дар Св.  Духа  -  залог

Бога и  гарантия  более  великих  даров,  которые мы получим в грядущем.

(На Западе   этот   залог   рассматривается   как  начало соглашения, заключенного    между    Богом     и     человеком

(тестаментум). Для   обозначения   залога   Духа  используется юридический термин - pignus Spiritus).

2 Кор.  5:1-2.  Мы знаем,  что когда земной наш дом (т.е.

тело) разрушится,  мы имеем от Бога  жилище  на  небесах,  дом нерукотворенный, вечный...   Оттого   мы  и  воздыхаем,  желая облечься в небесное наше жилище.

5:5 - На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

Желая облечься в  небесное  жилище,  томясь  по  грядущей жизни, Павел  отнюдь  не презирает жизнь нынешнюю,  земную,  а всегда благодушествует. Так как и на земле, в этой скоротечной жизни, с  нами  залог  Св.  Духа  (т.е.  первый вклад грядущей жизни). И уже здесь христианин может предвкушать вечную жизнь.

Павел не  презирает  мир  земной,  но  видит его в сиянии славы, являющейся отражением чудной грядущей славы.

5:6 - "Итак, мы всегда благодушествуем..."

5:7 - "ибо мы ходим верою, а не видением".

11:3 -  "Но  боюсь,  чтобы...  ваши  умы  не повредились, уклонившись от простоты во Христе".

Прп. Амвросий Оптинский:  "Где просто, там Ангелов восто, а где мудрено, там ни одного".

12:14 -  "Не буду отягощать вас,  ибо я ищу не вашего,  а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей".

Протестанты на    основе    этого     стиха     отвергают вознаграждение за  труд священнослужителей.  Но апостол имел в виду не вещественное богатство, а духовное учение.

Далее он  пишет,  что  охотно будет истощать себя за души коринфян (12:15).

19:20. Говоря о втором посещении Коринфа, Павел опасается найти у  коринфян  раздоры,  зависть,  гнев,  ссоры,  клевету, ябеды, гордость, беспорядки.

Ссоры (греч.:  "эрифия")  -  дух  разделения.  Эрифия   в оригинале -   это   работа,   выполненная   за  плату,  работа поденщика. Затем  это  слово  стало  характеризовать  самость, эгоизм и  эгоцентризм,  не  имеющие ничего общего со служением ближнему, стремление из всего извлечь личную выгоду.

Беспорядки (греч.:  "акатастасия")  -  слово  относится к демократии, которая дошла до абсурда, превратившись в анархию, беспорядки и  мятежи.  Корень  этого слова означает не столько самостоятельность, сколько взаимозависимость. Демократия - это прежде всего     взаимозависимость,     взаимоответственность, взаимопомощь, взаимодействие.

9:8. Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.

Для выражения "довольство"  Павел  употребляет  греческое слово "автаркия".  Это любимое слово стоиков.  Оно означает не достаточное наличие материальных  благ,  а  в  первую  очередь

- независимость.  Оно характеризует человека, приучившего себя довольствоваться немногим; человека, который может дать другим намного больше, потому что ему очень немногое нужно для самого себя, в противоположность человеку,  который так  много  хочет для себя, что у него ничего не остается для других.

О Ветхом и Новом Завете

2 Кор. 3:14. Но умы неверующих ослеплены, ибо то же самое покрывало доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Ветхий Завет - первое  упоминание  этого  термина  в  Св.

Писании (греч.:  "палэя диафики"). Что касается Нового Завета, то о нем впервые сказал  Иер.  31:31  -  "Вот  наступают  дни, говоритГосподь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды

Новый Завет".

8:13. Говоря  "Новый  Завет",  Иеремия  "показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению".  Греч.

"гираскон" -  не  просто  "стареющий",  а  "близкий  к полному развалу".

Дар Божий, харисма

2 Кор.  3:6 - "Бог дал нам способность  быть  служителями

Нового Завета,  не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а дух животворит".

В греческом  языке  есть  два слова для выражения понятия

"новый": "нэос" и "кэнос".  Нэос - это новый предмет  из  ряда стандартных вещей,  новый  с точки зрения времени,  только что произведенный, появившийся  на  свет.  Кэнос   -   это   новые отношения, новые     качественно,     радикально    изменяющие сложившийся строй  или  уклад  жизни.  Именно  слово   "кэнос"

употребляется Павлом  для  определения  Нового Завета:  "кэнос диафики" (арамейск.:  "берит" - "союз"). Новый Завет нов в том смысле, что   создает   между   человеком  и  Богом  отношения совершенно иного рода.

В чем эти различия?

Ветхий Завет             ¦             Новый Завет

----------------           ¦           -------------Ветхий Завет основан на  ¦     Новый Завет основан на письменном документе. Исх. 24:¦силе Животворящего Духа.

1-8. Моисей взял книгу завета ¦Письменный документ всегда и читал ее народу, и народ    ¦является чем- то внешним по согласился с ним.             ¦отношению к человеку,в то время

¦как действие Св. Духа изменяет

¦сердце человека. Письменный

¦закон изменяет правовые

¦отношения, а Св. Дух ¦человеческую природу.

В Ветхом Завете Бог -    ¦     Новый Завет создавал судья, а человек - вечный     ¦отношения любви. Так возлюбил преступник за невыполнение    ¦Бог мир, что отдал Своего договорных обязательств. Никто¦Единородного Сына, да верующие не мог соблюсти все дела      ¦в Него не погибнут, но имеют закона. Нарушался закон -     ¦жизнь вечную.

жизнь лишалась надежды, а     ¦     Новый Завет создавал человек осуждался, а осуждение¦отношения между Отцом и Его вело к смерти.                ¦детьми. Христом человек

¦всыновлялся Богу.

¦     Бог изменил жизнь человека

¦не посредством нового закона, а

¦изменив его сердце. Человек

¦получал силы для соблюдения

¦Нового Завета.

Ветхий Завет был создан  ¦     Сияние Нового Завета в явлении Божественной славы. ¦никогда не меркнет. Когда

Когда Моисей сошел с Миная со ¦взошло мысленное Солнце Правды, скрижалями, лицо его сияло    ¦свечи становятся лишними.

ослепительным светом (Исх. 34:¦

30). Но это сияние было       ¦

преходящим.                   ¦

Ветхий Завет был звеном в¦

развитии отношений между Богом¦

и человеком.                  ¦

Ветхий Завет - закон     ¦     1) Новый по сущности своей детоводительства и рабства.   ¦- закон свободы и сыновнего

Греч.: "пэдагогикос" - "пестун¦отношения к Отцу.

во Христе.                    ¦     2) Новый по целям. Не

¦ограничивает деятельности

¦человека, не ограничивает

¦нравственных устремлений

¦праведностью закона, но

¦предначертывает путь

¦бесконечного нравственного

¦совершенства.

¦     3) Новый по содержанию и

¦по форме. Полагает нравственное

¦стремление не в казуистических

¦формах, а в общих нравственных

¦принципах. Предлагает

¦высочайшие идеалы

¦нравственности.

¦     4) Новый по средствам для

¦нравственного совершенства. Это

¦закон нравственного единения со

¦Христом. Ставит задачу стяжать

¦жизнь во Христе.

¦     5) Новый по мотивам

¦нравственной деятельности.

В Декалоге звучит        ¦     Евангельские блаженства неопределенность: "да благо ти¦конкретны, обращены к чувству будет". Полуюридический       ¦сыновней любви к Господу и характер: "Делай, и за это    ¦Спасителю, Который призывает к получишь".                    ¦полноте безраздельного единения

¦с Собою.

2 Кор.  3:13 - "Моисей полагал покрывало  на  лице  свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего".

Павел обращается мыслью к Исх.  34:33 - "И  когда  Моисей перестал разговаривать  с  народом,  то  положил  на лице свое покрывало". Павел считал,  что Моисей  положил  на  лицо  свое покрывало, чтобы  люди не видели угасание славы,  которой лицо

Моисея когда-то светилось. Отсюда вывод: слава Ветхого Закона, старые отношения   между   Богом   и  людьми  имели  временное значение. Несовершенный закон  заменяется  совершенным  (а  не неправильный - правильным).

Откровение, данное людям чрез  Моисея,  было  истинным  и великим. Откровение, данное в Иисусе Христе, является полным и окончательным.

Блж. Августин:    "Ветхий    Завет   является   шагом   к божественной славе, Новый Завет - ее вершина".

Служение апостольское

Служение апостольское - это служение Нового Завета. В нем две стороны:

1) внутренняя сущность - любовь к пасомым;

2) ответственность,    требовательность    как    внешняя оболочка, в  которую  оно  заключено.  Апостольское   служение основано на любви и совершается с властью.

Внутреннее противополагается внешнему,  как  сокровище  в глиняных сосудах (4:7):  "Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу,  а не нем".

Мысль о любви Христовой,  которая объемлет апостола  и  в смерти Христовой  соединяет  всех:  "Любовь  Христова объемлет

Похожие материалы

Информация о работе