Послание к евреям. Жертвоприношение Иисуса Христа как Первосвященника Нового Завета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  11

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ

Среди новозаветных  книг  это  послание,  пожалуй,  самое непростое в   богословском,   догматическом,    литургическом, экзегетическом и  всех  прочих отношениях.  Поэтому сначала мы сделаем общеаналитический  обзор,  а  затем   более   подробно рассмотрим ключевые проблемы.

То, что  послание  написано  до  разрушения   Иерусалима, явствует из того,  что о ветхозаветном храме и совершающемся в нем богослужении говорится как о  существующем.  Другое, более точное, указание  на  время  написания  послания находим в тех словах апостола, где он говорит о своих узах в Риме как об уже прошедших (10:34).  А что это были первые узы,  видно из того, что апостол выражает надежду скоро прибыть к евреям  вместе  с освобожденным учеником Тимофеем (гл.  13); между тем известно, что Тимофея не было при ап.  Павле во время его вторых римских уз и Павел от них не освобождался.

Итак, время написания Послания к Евреям можно относить  к

63-му году по Р.Х.

Послание могло быть написано из  Италии  (13:24),  но  из какого города, сказать трудно. Можно лишь предположить, что из

Рима (мнение Н.Братолюбова).

После того  как  в 63 г.  по распоряжению первосвященника

Анана был  убит  св.  ап.   Иаков,   брат   Господень   (Иаков

Праведный), уверовавшие  евреи  подвергались  преследованиям и многие снова стали склоняться к иудейству, не понимая до конца мессианского значения   Христа.   Поэтому   цель   апостола  поддержать и укрепить веру единоплеменников -  палестинских  и иерусалимских евреев.

Послание делится на две части: вероучительную (1 - 10:18)

и нравоучительную (10:19 - 13).  В первой части ап.  Павел для поднятия духа  своих   многострадальных   читателей   выясняет великое мессианское   значение   Христа.   С   этой  целью  он раскрывает, во-первых,  превосходство  самого  лица   Иисусова перед проповедниками закона ветхозаветного (1:1-4,  13). Затем раскрывает превосходство   первосвященства   Христова    перед

Левитским вообще   (4:14-8:13)   и,   наконец,   напомнив   об устройстве скинии и временном значении как  ее  самой,  так  и жертв ее   (9:1-14),   выясняет   несравненное   превосходство крестной жертвы    Христа,    составляющей    сущность     Его священнического служения,   перед   жертвами   ветхозаветными, бывшими только  прообразовательными  указаниями   на   великую новозаветную жертву (9:15-10:18).

Нравственную часть  своего  послания   апостол   начинает увещаниями к твердости в вере (10:19-39),  разъясняет сущность веры и приводит образцы ее в Ветхом Завете (11:1-40).  Апостол призывает к   терпеливому   прохождению  предлежащего  каждому поприща жизни и к благоугодному служению Богу на этом  поприще с благоговением   и   страхом   (гл.   12).   Наконец,  сделав нравственные наставления,  апостол в  заключение  извещает  об освобождении Тимофея,  ште приветствие от италийских братьев и преподает свое апостольское благословение (гл. 13).

По характеру    изображения    христианского    общества, образовавшегося из евреев,  и тех преследований,  какие должно оно было  нести,  послание  сходно  с  соборным  посланием ап.

Иакова, которое назначено христианам из евреев,  рассеянным  в

Малой Азии.

Теперь поговорим о Евр. более подробно.

По уставу  Послание к Евреям читается с понедельника 29-й седмицы по Пятидесятнице до вторника  31-й  седмицы,  а  также почти во все недели Великого Поста. В Евр. Павел излагает свою концепцию религии.  Первосвященство   Христа   устраняет   все преграды и  открывает  двери  в присутствие Божие.  Именно так понимал религию Павел:  Христос  приводит  в  непосредственное присутствие Бога.  В  10:19-23 эта мысль изложена так:  "Итак, братие, имея дерзновение входить в святилище посредством Крови

Иисуса Христа,  путем  новым и живым,  который Он вновь открыл нам через завесу,  т.е. Плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим,  да приступаем с искренним сердцем, с полною верою... Будем держаться исповедания упования  неуклонно,  ибо верен Обещавший".

В иудействе было опасно приближаться к Богу.  "Человек, сказал Бог Моисею, - не может увидеть Меня и остаться в живых"

(Исх. 33:20).  Иаков был крайне удивлен после борьбы с Ангелом в Пенуэле: "Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя"

(Быт. 32:30).

Когда Маной понял,  Кто был его гость,  он в ужасе сказал своей жене: "Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога" (Суд. 13:22).

Только в  День  Очищения  входил  первосвященник в Святое

Святых, где обитал Бог.  Входя в Святое Святых, первосвященник не должен  был  задерживаться  там,  "чтобы не навлечь ужас на

Израиля". Было опасно входить в присутствие Бога.

С момента  Завета  и  принятия  Декалога  Израиль получил доступ к Богу,  если он сохранит верность закону.  Но  Израиль часто грешил,  и  грех  воздвигал  преграду между ним и Богом, закрывая доступ к Нему.  Чтобы устранить  эту  преграду,  была разработана подробнейшая  система  левитского священничества и жертвоприношений. Но жизнь показала, что жертвоприношения не в силах сокрушить  средостение  между Богом и человеком.  Народу требовался совершенный   священник   и   совершенная   жертва.

Совершенный священник,  т.е.  способный  принести Богу жертву, которая бы раз и навсегда открыла доступ к Нему.

Христо стал   таким   совершенным   Первосвященником,   а совершенной жертвой,  которую Он принес Богу,  стал Он  Сам  жертва настолько  совершенная,  что ее никогда больше не нужно приносить. Христос открыл доступ к Богу -  вот  главная  мысль

Послания к Евреям.

История Послания к Евреям

С самого  начала надо отметить,  что все сведения о Евр., предлагаемые в разных  пособиях,   включая  и  вышеприведенные данные  (о том,  например, когда и кем послание написано, кому

Похожие материалы

Информация о работе