Л Е К Ц И Я 11
ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
Среди новозаветных книг это послание, пожалуй, самое непростое в богословском, догматическом, литургическом, экзегетическом и всех прочих отношениях. Поэтому сначала мы сделаем общеаналитический обзор, а затем более подробно рассмотрим ключевые проблемы.
То, что послание написано до разрушения Иерусалима, явствует из того, что о ветхозаветном храме и совершающемся в нем богослужении говорится как о существующем. Другое, более точное, указание на время написания послания находим в тех словах апостола, где он говорит о своих узах в Риме как об уже прошедших (10:34). А что это были первые узы, видно из того, что апостол выражает надежду скоро прибыть к евреям вместе с освобожденным учеником Тимофеем (гл. 13); между тем известно, что Тимофея не было при ап. Павле во время его вторых римских уз и Павел от них не освобождался.
Итак, время написания Послания к Евреям можно относить к
63-му году по Р.Х.
Послание могло быть написано из Италии (13:24), но из какого города, сказать трудно. Можно лишь предположить, что из
Рима (мнение Н.Братолюбова).
После того как в 63 г. по распоряжению первосвященника
Анана был убит св. ап. Иаков, брат Господень (Иаков
Праведный), уверовавшие евреи подвергались преследованиям и многие снова стали склоняться к иудейству, не понимая до конца мессианского значения Христа. Поэтому цель апостола поддержать и укрепить веру единоплеменников - палестинских и иерусалимских евреев.
Послание делится на две части: вероучительную (1 - 10:18)
и нравоучительную (10:19 - 13). В первой части ап. Павел для поднятия духа своих многострадальных читателей выясняет великое мессианское значение Христа. С этой целью он раскрывает, во-первых, превосходство самого лица Иисусова перед проповедниками закона ветхозаветного (1:1-4, 13). Затем раскрывает превосходство первосвященства Христова перед
Левитским вообще (4:14-8:13) и, наконец, напомнив об устройстве скинии и временном значении как ее самой, так и жертв ее (9:1-14), выясняет несравненное превосходство крестной жертвы Христа, составляющей сущность Его священнического служения, перед жертвами ветхозаветными, бывшими только прообразовательными указаниями на великую новозаветную жертву (9:15-10:18).
Нравственную часть своего послания апостол начинает увещаниями к твердости в вере (10:19-39), разъясняет сущность веры и приводит образцы ее в Ветхом Завете (11:1-40). Апостол призывает к терпеливому прохождению предлежащего каждому поприща жизни и к благоугодному служению Богу на этом поприще с благоговением и страхом (гл. 12). Наконец, сделав нравственные наставления, апостол в заключение извещает об освобождении Тимофея, ште приветствие от италийских братьев и преподает свое апостольское благословение (гл. 13).
По характеру изображения христианского общества, образовавшегося из евреев, и тех преследований, какие должно оно было нести, послание сходно с соборным посланием ап.
Иакова, которое назначено христианам из евреев, рассеянным в
Малой Азии.
Теперь поговорим о Евр. более подробно.
По уставу Послание к Евреям читается с понедельника 29-й седмицы по Пятидесятнице до вторника 31-й седмицы, а также почти во все недели Великого Поста. В Евр. Павел излагает свою концепцию религии. Первосвященство Христа устраняет все преграды и открывает двери в присутствие Божие. Именно так понимал религию Павел: Христос приводит в непосредственное присутствие Бога. В 10:19-23 эта мысль изложена так: "Итак, братие, имея дерзновение входить в святилище посредством Крови
Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, т.е. Плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою... Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший".
В иудействе было опасно приближаться к Богу. "Человек, сказал Бог Моисею, - не может увидеть Меня и остаться в живых"
(Исх. 33:20). Иаков был крайне удивлен после борьбы с Ангелом в Пенуэле: "Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя"
(Быт. 32:30).
Когда Маной понял, Кто был его гость, он в ужасе сказал своей жене: "Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога" (Суд. 13:22).
Только в День Очищения входил первосвященник в Святое
Святых, где обитал Бог. Входя в Святое Святых, первосвященник не должен был задерживаться там, "чтобы не навлечь ужас на
Израиля". Было опасно входить в присутствие Бога.
С момента Завета и принятия Декалога Израиль получил доступ к Богу, если он сохранит верность закону. Но Израиль часто грешил, и грех воздвигал преграду между ним и Богом, закрывая доступ к Нему. Чтобы устранить эту преграду, была разработана подробнейшая система левитского священничества и жертвоприношений. Но жизнь показала, что жертвоприношения не в силах сокрушить средостение между Богом и человеком. Народу требовался совершенный священник и совершенная жертва.
Совершенный священник, т.е. способный принести Богу жертву, которая бы раз и навсегда открыла доступ к Нему.
Христо стал таким совершенным Первосвященником, а совершенной жертвой, которую Он принес Богу, стал Он Сам жертва настолько совершенная, что ее никогда больше не нужно приносить. Христос открыл доступ к Богу - вот главная мысль
Послания к Евреям.
История Послания к Евреям
С самого начала надо отметить, что все сведения о Евр., предлагаемые в разных пособиях, включая и вышеприведенные данные (о том, например, когда и кем послание написано, кому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.